Скорость движения
Математика. III класс
Цель: учащиеся к концу урока осознают понятие «скорость движения» как расстояние, пройденное в единицу измерения времени; смогут рассказать о применении в жизни знаний о скорости; научатся записывать единицы измерения скорости движения; осознают зависимость между величинами «скорость», «время», «расстояние»; смогут решать простые задачи на нахождение скорости, используя правило (формулу).
Цель на языке учащихся: узнаем, что такое скорость, будем отличать скорость от других величин, будем знать единицы измерения скорости и способ нахождения скорости; научимся решать задачи, в которых надо найти скорость.
Оборудование: карточки с единицами измерения длины и времени, слова «длина» и «время», карточки для индивидуальной работы (таблицы для задач, тесты), карточки с текстовыми задачами для домашнего задания, презентация.
НаШтоБуЗУ:
- Смогу объяснить, что значит «скорость движения» и как (в каких единицах) она измеряется.
- Назову формулу скорости движения.
- Смогу решить задачу на нахождение скорости с помощи формулы.
I. Организационно-мотивационный этап.
— Чтобы наш урок получился удачным, я постараюсь познакомить вас с этой темой в интересной и увлекательной форме. Расскажите, а какие усилия приложите вы, чтобы урок получился для вас успешным?
II. Этап актуализации знаний.
1. Устный счёт.
Игра «Найди пример». Учащиеся называют примеры с указанным ответом, объясняют приёмы вычислений.
№ 9, с. 43: называют числа по возрастанию с опорой на разрядный состав чисел.
2. Актуализация и расширение субъективного опыта учащихся. Подготовка к активному усвоению знаний.
— Прочитайте слова. Что общего между этими понятиями? Распределите слова на группы по признакам.
Час, метр, километр, секунда, дециметр, минута.
— Расположите их в порядке возрастания и дайте названия группам. (Единицы времени, единицы длины.)
— Назовите величину, которая характеризует протяжённость. (Длина, расстояние.)
— Назовите известные единицы измерения расстояния. (Километр, метр, сантиметр, дециметр, миллиметр.)
— Назовите величину, которая характеризует продолжительность событий. (Время.)
— Назовите известные единицы измерения времени. (Секунда, минута, час, сутки…)
— Известны ли вам математические обозначения s, v, t? (Ответы детей.)
Проведение минутки чистописания: написание s, v, t с проговариванием названий величин.
III. Этап усвоения новых знаний.
1. Совместное целеполагание.
— С какой целью проводили чистописание? (Чтобы запомнить, как обозначаются скорость, время, расстояние. Научиться аккуратно и правильно записывать эти переменные.)
— Сегодня речь пойдёт о скорости. Чему вы научитесь на уроке? На какие вопросы ответите? (Какой буквой обозначается скорость?) (Учитель отмечает, что уже работали над этим на уроке. На доске основные цели урока на языке учащихся.)
— Что такое скорость? Как решить задачу, если надо найти скорость?
2. Экспериментальная коллективная работа.
— Что вы уже знаете о скорости? (У машины можно измерить скорость. У пешеходов, велосипедистов… Знаю, что скорость определяют при движении каких-то объектов. Что скорость велосипеда меньше скорости машины.)
— Скорость — это новая для нас величина. Какими свойствами обладают величины? (Их можно измерить и обозначить числом.)
— Предложите, как измерить скорость движения Кирилла. Что для этого понадобится? (Линейка (метровая) и таймер, часы.)
— Кирилл будет двигаться по определённому нами маршруту. Предложите, в течение какого промежутка времени лучше двигаться Кириллу.
— Почему не предложили «за секунду»? (Не совсем удобно измерить расстояние.)
— А «за час»? Ведь вы слышите часто: «Столькото км в час». (Нам надо быстрее определить скорость, да и Кириллу придётся час быть в движении.)
Проводится экспериментальная работа: определение скорости движения мальчика.
На доске запись: 68 метров за минуту.
3. Работа над понятием «скорость», правилами записи и чтения значений скорости.
— Как объяснить, что такое скорость движения Кирилла? (Расстояние, которое он прошёл за минуту.)
— Что же такое скорость? (Скоростью называют расстояние, пройденное в единицу времени.)
Работа в паре.
— Расскажите в парах друг другу это правило. Оцените ответ товарища. Какие ошибки допускали при ответе?
— Из каких единиц образуются единицы скорости? (Из единиц длины и единиц времени.)
— Как коротко можно записать скорость движения Кирилла? (Ответы детей фиксируются на доске. Учитель обобщает, вместе с детьми убирает ошибочные обозначения.)
— В математике обычно используют такие единицы скорости, как метр в секунду, метр в минуту, километр в час, а записывают так: м/с, м/мин, км/ч. Обратите внимание, что предлог «в» в математике заменили косой чёрточкой «/».
Упражнение «Объясните смысл высказываний».
— Начиная со слов за один час, объясните смысл высказываний. Например: «Самолёт летит со скоростью 800 км/ч». (За один час самолёт пролетает 800 км.)
Выполнение упражнения.
«Катер плывёт со скоростью 22 км/ч». (За один час катер проплывает 22 км.)
«Черепаха ползёт со скоростью 5 м/мин». (За одну минуту черепаха проползает 5 м.)
Упражнения в чтении обозначений скорости.
— Прочитайте единицы скорости: км/с, м/мин, км/ч, м/с.
— Хотите узнать скорости движения некоторых транспортных средств? А животных?
Приём «Предполагаю…».
— Предположите, какая может быть скорость ракеты? Бабочки?
(Используется презентация.)
Бабочка — 1 м/с.
Вертолёт — 310 км/ч.
Самолёт — 800 км/ч.
Ракета — 12 км/с.
Гусь — 96 км/ч.
Велосипедист — 12 км/ч.
Чемпион по бегу среди зверей — гепард; он может развивать скорость 110 км/ч.
Меч-рыба может развить скорость до 125 км/ч.
Скорость улитки — 9 см/мин.
4. Работа над простыми задачами на нахождение скорости.
— Представьте, что необходимо измерить скорость машины. Это можно сделать? Удобно ли это? (Можно. Не совсем удобно.) Кстати, в машинах устанавливают спидометр — прибор, измеряющий скорость.
— Как измерить скорость движущихся тел, у которых нет спидометра? (Для этого достаточно знать расстояние, которое пройдено, и затраченное время.)
Работа над задачей. Используется схема для иллюстрации условия задачи (с. 42, № 1).
— Покажите на схеме расстояние, которое пробежал спортсмен.
— Сколько секунд потратил спортсмен? (2 секунды.)
— Почему на схеме изображены два одинаковых отрезка? Что они обозначают? (За каждую секунду спортсмен пробегал одинаковое расстояние. Скорость не изменял.)
— Каким образом можно найти скорость? (Надо расстояние разделить на время.)
— Найдите это правило на с. 42. Повторите его в парах.
— Что вы уже узнали о величине «скорость»? (В каких единицах измеряется, как узнать скорость.)
Физкультминутка.
Учащиеся изображают буквы s, v, t в движении: изгибают тело, поднимают руки вверх — в стороны, разводят руки в стороны. Учитель сначала при этом называет слова скорость, время, расстояние, затем называет обозначения величин: 50 км/ч и т. п.
IV. Этап закрепления нового материала.
— Что называется скоростью?
— Как найти скорость, зная расстояние и время?
Решение простых задач на нахождение скорости с заполнением условия в таблицах на карточках (каждый ученик— индивидуально, разбор первой задачи проводится коллективно, обращается внимание на правило нахождения скорости).
v | t | s |
? м/с | 15 с | 45 м |
Задача 1. Саша пробежал за 15 с 45 метров. С какой скоростью бежал Саша?
Задача 2. Пловец проплыл 45 м за 5 мин. Найдите скорость пловца.
Задача 3. Конькобежцу потребовалось 2 мин для преодоления расстояния 80 м. С какой скоростью он бежал?
Обратная связь.
— Покажите с помощью «фонарика успеха», насколько вам легко было ответить на мои вопросы и решать простые задачи.
- Задачи оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
- Не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился.
- С задачами и вопросами справился успешно. Я очень доволен собой!
— С какими именно трудностями встретились? (Забывали правило нахождения скорости, неправильно заполняли таблицу. Неверно выполняли вычисления.)
Учитель пересаживает учащихся в зависимости от усвоения нового материала.
V. Этап первичной проверки усвоения новых знаний. Коррекция знаний.
1. Дифференцированная самостоятельная работа.
1-я группа. Решают новые простые задачи на нахождение скорости, самостоятельно чертят таблицы в тетрадях. Проводят вычисления (закрепление знаний порядка действий в выражениях), № 11, с. 43.
* Решение составной задачи (для учащихся, усваивающих материал на высоком уровне). За 4 часа дельфин проплывает 240 км. А кит преодолевает расстояние в 160 км за 4 часа. На сколько скорость дельфина больше скорости кита?
Проверка правильности: сверяют с образцом решения задач. Само- и взаимопроверка.
2-я группа. Работают с учителем. Разбор задачи с проговариванием правила нахождения скорости, с изображением условия задачи в таблице и на схеме. Один ученик — у доски.
2-я задача: самостоятельно, при необходимости — помощь учителя и одноклассников.
2. Выполнение теста.
- В каких единицах можно измерить скорость? Выбери из предложенных: мин, км/мин, дм/с, км.
- Продолжи высказывание. Скорость — это расстояние, которое… .
- Мышь убегает от кота со скоростью 3 м/с. Значит, за 1 секунду мышь пробегает __ м.
- Какой переменной обозначается скорость в математике?
- Запиши формулу нахождения скорости.
Обратная связь.
Работа с «фонариками успеха».
— Насколько вам легко было выполнять эти задания? В каких заданиях допустили ошибки?
Выяснение типичных ошибок. Рекомендации учащихся по исправлению пробелов.
— Над чем надо поработать Саше, чтобы не допускать таких ошибок?
VI. Этап подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок.
— С какой величиной познакомились? Для чего в школе изучается тема «Скорость»? В каких единицах можно измерить скорость? Что для вас на уроке было лёгким? Что показалось сложным?
Выставление отметок «по согласию», по итогам теста и самостоятельной работы.
VII. Этап информирования о домашнем задании.
Для всех: повторить правила на с. 42.
Дифференцированное задание (по выбору).
1. Решить задачу, оформив в таблице.
(Работа с родителями: подробные комментарии по порядку заполнения таблицы, постановке вопросов, в том числе при выборе действия. НаШтоБуЗу указывается.)
Задача. Лыжник прошёл 36 км за 3 часа. Найдите скорость лыжника.
2. Решить составную задачу.
Задача. Саша пробежал за 15 с 45 м, а Егор пробежал 60 м за 20 с. Чья скорость движения больше?
Учащиеся слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.