Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка
Часть 2
Продолжение. Начало в части 1.
7. Упражнения, содержательная часть которых представлена нестандартно.
Оформление в тетрадях по русскому и белорусскому языкам нестандартных заданий осуществляется по образцу учителя, главное, чтобы записи не противоречили общепринятым нормам и правилам оформления письменных работ.
Например, упр. 100 (с. 62) [3, часть 2].
Образуйте однокоренные слова с корнем лес-, рыб-. Запишите их.

Учитель может предложить учащимся следующий образец записи в тетрадь:

Возможен и второй вариант письменного выполнения задания. Каждая группа однокоренных слов записывается на новой рабочей линейке: первое слово пишется с красной строки и с большой (заглавной) буквы, остальные слова — с маленькой (строчной) через запятую, в конце записи ставится точка.

Например, упр. 40 (с. 22) [4, часть 2].
Знайдзiце i прачытайце словы ў пiрамiдзе. Запiшыце словы, якiя прачыталi.

В упражнении не представлен образец выполнения задания. В этом случае допускается несколько вариантов оформления записи в тетради: 1) слова записываются в один ряд на рабочей строке, следуя друг за другом, отделяясь запятой; 2) слова записываются в три ряда. Первое слово каждого ряда пишется с большой (заглавной) буквы, остальные — с маленькой (строчной), через запятую. В конце записи ставится точка.
Вариант 1.

Вариант 2.

Образцы оформления записей письменных контрольных работ.
Письменные контрольные работы по русскому и белорусскому языкам, которые указаны в приложении 3 к Методическим рекомендациям [2], выполняются только в тетрадях для контрольных работ [2, п. 12] и оформляются так же, как и обучающие письменные работы.
На определённой строке, отступив от предыдущего задания две рабочие линейки вниз, посередине записывается дата выполнения работы. В III–IV классах на следующей строке тоже посередине указывается вид работы: с большой буквы пишется слово Диктант (без кавычек и точки). Далее записывается с большой буквы заголовок диктанта. Между датой и названием вида работы, видом работы и заголовком, заголовком и текстом диктанта линейки не пропускаются.
Например, контрольный диктант (II класс) для учреждений образования с русским языком обучения.

В случае если письменная работа включает дополнительное задание (III–IV классы, 2-е полугодие), на следующей строке после текста указывается номер варианта. Слово Вариант пишется с заглавной (большой) буквы посередине рабочей строки. Номер варианта обозначается арабской цифрой. Например: Вариант 1 или Вариант 2.
Оформление записи контрольного диктанта с грамматическим заданием (III класс) следующая:

Контрольный словарный диктант выполняется в тетрадях для контрольных работ. Посередине рабочей строки записывается дата выполнения работы. Вид работы — Словарный диктант — не указывается. Словарные слова записываются в одну строку, следуя друг за другом, отделяясь запятой. Первое словарное слово пишется с заглавной (большой) буквы, с красной строки, в конце работы ставится точка.
Например (IV класс):

Безусловно, далеко не все частные случаи оформления письменных работ по русскому и белорусскому языкам приведены в статье. Материал статьи носит рекомендательный характер. Учителя вправе предлагать свои варианты образцов записи в тетрадях письменных работ. Главное, чтобы все учащиеся соблюдали единые требования к оформлению письменных заданий.
Список использованных источников
- Образовательный стандарт начального образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования» // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. — 2019. — № 2. — С. 3–15.
- Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, утверждённые заместителем министра образования Республики Беларусь А. В. Кодлубаем 24.08.2020 г. [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. — Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/obshcheesrednee-obrazovanie-2021-2022/3781-metodicheskie-rekomendatsii.html. — Дата доступа: 05.07.2021.
- Антипова, М. Б. Русский язык : учеб. для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. — Минск : Нац. ин-т образования, 2016.
- Свірыдзенка, В. І. Беларуская мова : падручнік для 2 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання : у 2 ч. / В. І. Свірыдзенка. — Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2020.
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, 25.11.2014 № 78, 17.05.2017 № 35) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy. — Дата доступа: 15.07.2021.