Одновол Л. А. Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка. Часть 1.

Скачать материал

Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка

Часть 1

Выработка у учащихся графических навыков и каллиграфического письма наряду с чтением и вычислительными навыками — одна из важнейших, зафиксированных в образовательном стандарте [1] задач образования на I ступени общего среднего образования. От степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребёнка в учебной деятельности от класса к классу, но и его психическое развитие. Писать красиво — это значит графически правильно, чётко, удобочитаемо писать буквы, без ошибок, грамотно записывать слова, предложения. Однако для учащихся младшего школьного возраста бывает порой очень сложно решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи, сочетая их с выполнением требований к оформлению письменных заданий.

Для соблюдения единого орфографического режима и правил оформления тетрадей разработаны методические рекомендации, утверждённые заместителем министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 24.08.2020 г. [2]. Они так и называются «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі». Тем не менее опыт практической деятельности многих учителей свидетельствует, что при оформлении в тетрадях классных и домашних заданий у учащихся нередко возникают непредвиденные трудности частного характера, которые в Методических рекомендациях не освещены. Поэтому учителя, каждый по-своему, стараются оказать детям помощь в решении проблем с оформлением письменных работ в тетрадях, дают указания, как избежать неправильных записей.

Дети начинают учиться работать в тетрадях с первых дней пребывания в учреждении образования. Для них специально разработаны учебные издания «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» на печатной основе, которые в период обучения грамоте являются первыми средствами для активной индивидуальной работы не только по написанию элементов букв, букв, слов, предложений, но и по ориентировке и работе на страницах учебных изданий. Содержание каждого пособия «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» направлено на решение определённых задач в соответствии с этапами обучения грамоте, а в целом — на формирование графического навыка письма через систему специальных методических приёмов, среди которых широко представлено копирование — письмо по вспомогательным линиям и кальке, а также письмо с опорой на образец. Это обеспечивает зрительное восприятие правильного начертания письменных букв и умение не теряться во время письма в рабочих строках и межстрочном пространстве.

Если в I классе учащимся практически не приходится задумываться об оформлении письменных заданий на страницах тетрадей на печатной основе, то начиная со II класса это происходит постоянно. Дело в том, что во II классе дети приступают к изучению русского и белорусского языков по учебным пособиям, учебникам. Перед второклассником встаёт задача по переводу печатного текстового массива учебника в письменный вариант с фиксацией последнего в тетрадках, где отсутствуют дополнительные ориентиры и подсказки. Правда — и это следует отметить как положительный факт — в содержании учебных пособий по русскому [3] и белорусскому [4] языкам для II класса учреждений образования с русским и белорусским языками обучения присутствует материал, который выступает наглядным образцом записи заданий письменными буквами, например упр. 5 (с. 5, часть 1) [3], упр. 4 (с. 43, часть 1) [4], что, несомненно, помогает учащимся правильно оформлять письменные работы в обычных тетрадях. Авторы учебников заблаговременно позаботились об этом. Тем не менее многие образцы выполнения заданий, представленные в учебных пособиях, не всегда являются опорой для учащихся для правильного оформления записей в тетрадях. Например, в учебном пособии «Русский язык» для II класса, часть 1 [3], приводится следующий образец выполнения задания 190: Зе́мли — земля́ (с. 117). Первое слово Земли написано с большой буквы, и это правильно, так как стоит в образце после точки. Но учащемуся следует списать этот образец и продолжить ряд слов. И тут возникнет вопрос: «С какой буквы — заглавной (большой) или строчной (маленькой) — нужно писать следующие пары слов в рабочей строке?» В учебном пособии «Беларуская мова» для II класса, часть 1 [4], даётся образец выполнения задания 191: нара — рана, … (с. 99), где первое слово нара написано с маленькой буквы, так как образец в учебном пособии стоит после двоеточия. И в этом случае может возникнуть, и скорее всего возникнет, вопрос: «С какой буквы — заглавной (большой) или строчной (маленькой) — нужно писать следующие пары слов в строке?»

Безусловно, помочь учащимся разобраться с правильным оформлением письменных заданий в тетрадях призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ, надеемся, помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой проблемой, добиться выполнения всеми учащимися единых требований к оформлению записей.

Сначала напомним об общепринятых требованиях к ведению тетрадей и оформлению письменных работ.

1. Рабочие тетради и тетради для контрольных работ «одеваются» в обложки. Так тетради дольше будут выглядеть аккуратно.

Во ІІ–ІV классах для выполнения обучающих и контрольных работ целесообразно использовать тетради с количеством листов 12. Тетради с бо́льшим количеством листов могут увеличить вес портфеля, что приведёт к нарушению СанНиП (п. 132) [5], касающихся массы ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака).

Учащиеся, начав писать в одной тетради, продолжают работать в ней, пока та не закончится. Нецелесообразно заводить новую тетрадь по учебному предмету с каждой новой четверти, если в предыдущей тетради осталось место для записей.

2. Ученические тетради в І и ІІ классах подписываются учителем, в ІІІ и ІV классах — учениками под руководством учителя. Это значит, что учитель организует работу по подписыванию тетрадей таким образом, чтобы учащиеся не допускали ошибок. Надписи на обложках делаются по единому образцу в соответствии с требованиями Методических рекомендаций к оформлению тетрадей в начальных классах (Глава ІV. Афармленне і вядзенне сшыткаў, афармленне экзаменацыйных работ, п. 17–20, 22; дадатак 1) [2].

При оформлении подписи на обложке тетради допускается делать запись о назначении тетради и названии учреждения образования на двух строках.

Для тетрадей по русскому и белорусскому языкам не допускается использование заранее напечатанного текста, т. к. умение подписывать свою работу (любую) — важное общеучебное умение, которым должен владеть каждый ученик и которое формируется в начальных классах.

3. Все записи в тетрадях делаются ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образования) аккуратно, разборчивым почерком. Исправление ошибочного написания на правильное выполняется без использования корректора. В І классе при обучении первоначальному письму учащиеся могут использовать простой карандаш вместо ручки.

4. Во ІІ–ІV классах в рабочих тетрадях указывается дата выполнения обучающей работы и название её вида. Дата записывается посередине рабочей строки следующим образом: день месяца — арабскими цифрами, название месяца — прописью. На следующей рабочей строке (посередине) пишется вид работы: Классная работа или Домашняя работа. Слово Упражнение во ІІ–ІV классах не пишется.

В ходе выполнения классной или домашней работы строки не пропускаются.

Image

Между последней строкой текста обучающей классной или домашней работы и датой следующей работы делается отступ — 2 рабочие строки вниз.

Image

5. При выполнении в тетрадях работ, контролирующих и проверяющих знания, умения и навыки учащихся, названия Проверочная работа, Контрольная работа, Контрольный диктант НЕ ПИШУТСЯ.

Во II классе после даты в следующей рабочей строке (посередине) записывается заголовок (с заглавной буквы) текста, точка после заголовка не ставится:

Image

В ІІІ–ІV классах после даты в следующей рабочей строке (посередине) пишется слово Диктант, затем записывается заголовок (с заглавной буквы) текста. Точка после слова Диктант, заголовка не ставится:

Image

В случае если письменная работа включает дополнительное задание (грамматическое), на следующей строке после текста указывается номер варианта. Номер варианта обозначается арабской цифрой. Например: Вариант 1 или Вариант 2.

6. При выполнении разных видов работ учащиеся должны сохранять красную строку (абзац), писать с самого начала и до самого конца рабочей строки, применяя по необходимости правила переноса слов. Для оформления красной строки делается отступ слева от начала строки на 2 см (условно ширина двух пальцев). Соблюдение абзацев в письменной работе является обязательным начиная с І класса.

При оформлении записей на новой странице следует начинать писать на самой верхней рабочей строке и дописывать до конца страницы.

7. В тетрадях для обучающих и контрольных работ с внешней стороны страниц отводятся поля (в случае их отсутствия).

8. Задания по подчёркиванию в словах нужных букв, по подчёркиванию членов предложений, слов в предложениях, по выделению морфем в слове, по вставке условных обозначений, а также построение чертежей, схем, графиков, таблиц, диаграмм — всё это выполняется аккуратно карандашом (допускается цветными карандашами, кроме красного), при необходимости — с использованием линейки.

Не допускается использование в тетрадях аппликаций, которые не выполняют дидактических функций, и фломастеров [2, п. 20].

Следует подвести учащихся к пониманию того, что каждый объект, вещь, реплика, написанное или произнесённое слово, тем более цифра или число, имеют своё предназначение. Уместность их использования должна быть оправдана. Поэтому на обложку тетради для работ по русскому или белорусскому языку нецелесообразно клеить какиелибо наклейки с изображением, например, машин, кукол, художественных героев и т. п. Это касается и присутствия на обложке рисунков, выполненных типографским способом. Обложка — это элемент оформления издания. Как правило, благодаря обложке мы можем предположить, догадаться о внутреннем содержании того, что держим в руках. Уместна ли будет наклейка, например, куклы Барби на тетради для работ по русскому языку, в которой выполняются задания, связанные со словом, предложением, текстом, а не рассказывается о кукле Барби?

9. Во ІІ–ІV классах регулярно выполняется работа над ошибками [2, п. 35]. Она проводится и записывается после каждой работы в тех же тетрадях, в которых осуществлялась соответствующая обучающая или контрольная работа, отступив 2 строки вниз от предыдущего задания.

Учащиеся ІІ класса работу над ошибками делают, но дату и вид работы не пишут. В ІІІ–ІV классах записывается вид работы (Работа над ошибками) без указания даты. Образец выполнения работы над ошибками даёт учитель [2, п. 35].

Image

Ошибки, допущенные при выполнении работы над ошибками, исправляются таким же образом, как и при проверке обучающей или контрольной работы [2, п. 37].

По итогам проверки работы над ошибками допускается выставление (на усмотрение учителя) отметки, которая может быть внесена в классный журнал и дневник учащегося [2, п. 38].

Рассмотрим наиболее типичные упражнения и задания из учебных пособий по русскому и белорусскому языкам, при записи которых в тетрадь могут возникнуть вопросы по их оформлению.

1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записи в ряд отдельных слов, словосочетаний, предложений.

Начало записи оформляется красной строкой. Первое слово пишется с большой буквы, остальные — с маленькой. Слова, словосочетания отделяются друг от друга запятой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложения ставится точка.

Например, упр. 27 (с. 20) [3, часть 1]:

Image

Например, упр. 191 (с. 99) [4, часть 1]:

Image

Например, упр. 50 (с. 34) [3, часть 1]:

Image

Аналогичным образом оформляются письменно задания, в которых:

  • • определяются границы предложений (постановка знаков препинания, написание первого слова с большой буквы);
  • • записываются предложения по памяти;
  • • записываются предложения со вставкой слов;
  • • составляются и записываются ответы на вопросы;
  • • выписываются из текста (столбиков слов) одно, два или более слов, словосочетаний, предложений.

Например, упр. 171 (с. 89) [4, часть 1].

Прачытайце сказы. Выпiшыце словы з гукам [ў] у алфавiтным парадку. Падкрэслiце лiтару ў адной рыскай.

Ластаўкi, жаўрукi, жураўлi — пералётныя птушкi. Восенню яны адлятаюць у вырай.

Задание выполняется в тетради следующим образом:

Image

Например, упр. 259 (с. 134) [4, часть 1].

Прачытайце словы. Спiшыце словы трэцяга слупка. Пастаўце ў iх нацiск. Падкрэслiце склады з лiтарай е.

лес
цёмны
вясёлы
лясок
цямней
весялiць
ле-са-вiк
цем-на-ва-ты
ве-се-ла

Образец выполнения задания в тетради:

Image

2. Упражнения, содержательная часть которых представлена двумя столбиками слов, словосочетаний.

а) Задания, предполагающие подбор слов из одного столбика к словам другого столбика и запись полученных пар слов.

Например, упр. 52 (с. 35) [3, часть 1].

Из слов левого и правого столбиков составьте предложения. Запишите их.

воробей
сорока
кукушка
кукует
чирикает
стрекочет

Предложения записываются в тетради в ряд:

Image

Возможен и другой вариант записи: каждое предложение пишется на новой рабочей линейке с соблюдением красной строки:

Image

Например, упр. 151 (с. 81) [4, часть 1].

Да слоў з левага слупка падбярыце словы з правага слупка. Запiшыце пары слов

рака
горад
возера
Нарач
Днепр
Магiлёў

Запись в тетради будет выглядеть так:

Image

Возможен и другой вариант записи:

Image

б) Задания, предполагающие подбор к словам, представленным в столбиках, соответствующих слов и запись составленных пар слов.

Например, упр. 81 (с. 57) [3, часть 1].

Измените слова по образцу. Запишите полученные пары слов.

календари — календарь
фонари —
площади —
караси —
степи —
цепи —
дни —
двери —

Если запись в тетради должна сохранить форму столбика, красная строка не оформляется, слова пишутся строго друг под другом, с маленькой буквы, запятые между словами и точка в конце работы не ставятся. Между столбиками слов остаётся пустым определённое пространство.

Оформлению записи слов столбиками нужно научить. Работа выполняется по определённому алгоритму. Сначала пишутся пары слов первого столбика, причём каждая следующая пара записывается строго под предыдущей. Для оформления второго столбика делается небольшой отступ от первой пары слов первого столбика и пишется первая пара слов второго столбика. Следующие пары слов второго столбика записываются строго под предыдущими парами слов.

Запись в тетради будет выглядеть так:

Image

Возможен другой вариант записи, когда пары слов следуют в рабочей строке друг за другом, отделяясь запятыми. Первое слово первой пары слов пишется с красной строки с большой буквы, в конце ряда слов ставится точка:

Image

3. Упражнения, содержательная часть которых представлена словами для деления на группы.

Например, упр. 22 (с. 15) [3, часть 2].

Прочитайте загадки, отгадайте их. Отгадки запишите в два столбика. В один — слова, которые отвечают на вопрос кто?. В другой — слова, которые отвечают на вопрос что?.

Рис. Ёж, капуста, карандаш, улитка, веник, ель.

В соответствии с заданием запись в тетради будет такой:

Image

4. Упражнения, в которых из текста сначала выписывается одна группа слов, затем — другая.

Например, упр. 24 (с. 17) [3, часть 2].

Прочитайте стихотворение. Выпишите сначала слова, которые отвечают на вопрос кто?, а потом те слова, которые отвечают на вопрос что?.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
С. Маршак

В соответствии с образцом, данным в упражнении, сначала выписываются из текста слова первой группы, отвечающие на вопрос кто?. Затем на новой рабочей строке записываются слова второй группы, отвечающие на вопрос что?. Слова каждой группы следуют в строке друг за другом, отделяясь запятыми. Заканчиваются записи точками.

Запись в тетради будет выглядеть следующим образом:

Image

Например, упр. 71 (с. 46) [3, часть 2].

Прочитайте текст. Выпишите сначала слова, которые отвечают на вопрос что делает?, затем — на вопрос что сделал?.

В упражнении не представлен образец выполнения задания. В этом случае допускается два варианта оформления записи в тетради: 1) слова следуют в строке друг за другом, отделяясь запятой; 2) слова записываются в два столбика.

Вариант 1.

Image

Вариант 2.

Image

5. Упражнения, содержательная часть которых представлена в стихотворной форме (загадки, стихотворения).

Например, упр. 29 (с. 22) [3, часть 1].

Прочитайте. Отгадайте загадку. Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы.

Отворилась тихо ..верь,
и вошёл усатый ..верь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
и умылся серой лапкой.

Запись в тетради будет выглядеть так:

Image

Текст стихотворения, загадки записывается в тетради столбиком (каждая часть пишется в новой рабочей строки с отступом, похожим на красную строку) в соответствии с записью в учебном пособии. Отгадка записывается в скобках: первая буква — заглавная, в конце слова — точка.

Например, упр. 269 (с. 139) [4, часть 1].

Адгадайце загадку. Запiшыце загадку разам з адгадкай.

Пырх — з галiнкi на сняжок.
Сам чырвоны, як сцяжок.

Запись оформляется следующим образом:

Image

Если у стихотворения есть заголовок, то текст стихотворения записывается вместе с заголовком. Причём заголовок (без кавычек и точки) располагается на первой рабочей строке посередине. Между заголовком и текстом стихотворения не пропускаются рабочие линейки.

Например, упр. 42 (с. 30) [3, часть 1].

Прочитайте. Спишите.

Клюква

В лесу глубокой осенью
везде, где мох растёт,
краснеет клюква-ягода
по кочкам средь болот.

В тетради запись будет следующей:

Image

Если стихотворная строка не вмещается на одной рабочей линейке тетради, стихотворный текст записывается с сохранением всех требований, которые предъявляются к письменному оформлению предложения: первое слово пишется с заглавной буквы, причём записывается с красной строки, далее все слова пишутся со строчной буквы, применяя по необходимости правила переноса слов, в конце предложения ставится точка.

Например:

Image

6. Упражнения, содержательная часть которых представлена деформированными предложениями, текстами.

Например, упр. 182 (с. 106) [3, часть 2].

Составьте из слов предложения. Запишите их.

  1. Дети, по, гуляли, лесу.
  2. Жучка, залаяла, громко.
  3. Нашла, ежа, собака.
  4. Мальчики, собаку, прогнали.
  5. Убежал, в, ёжик, кусты.

Запись предложений в тетради оформляется следующим образом:

Image

Продолжение в следующей части ...