Лукашевич Г. И. Гиперактивный ребёнок в школе: коррекция агрессивного поведения детей. Родительское собрание-консультация

Скачать материал

Гиперактивный ребёнок в школе: коррекция агрессивного поведения детей

Родительское собрание-консультация

Цели:

  • раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и причины их возникновения;
  • дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;
  • познакомить с методами коррекции агрессивного поведения.

Оборудование:

  • 1) тест для родителей;
  • 2) запись на доске темы собрания, эпиграфа: «Норовистые дети похожи на розы — им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту». (Мэри Ш. Курчинка)

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Подготовительная работа:

  1. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.
  2. Разработка и составление совместно с психологом рекомендаций родителям по воспитанию гиперактивного ребёнка.
  3. Подбор педагогических методик для коррекции агрессивного поведения учащихся.
  4. Подготовка теста для родителей совместно с председателем родительского комитета.

I. Организационная часть.

Классный руководитель открывает собрание, объявляет его тему и цели.

II. Выступление школьного психолога по теме «Гиперактивный ребёнок в школе».

Что такое гиперактивность?

Что же такое гиперактивность и как мы, взрослые, должны скорректировать своё поведение (именно своё!), чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребёнка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребёнка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной — деятельности и в связи с этим увеличивается интеллектуальная нагрузка: от детей требуется умение концентрировать внимание длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребёнка и, обеспокоенные этим, ищут помощи у психолога.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, такой ребёнок корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или с недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Вопрос к родителям: как вы думаете, у кого чаще наблюдается гиперактивное поведение — у мальчиков или у девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5 %; среди мальчиков — 22 %, среди девочек — около 10 %.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Причины могут быть такими: бо́льшая уязвимость развивающегося мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов.

Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создаёт больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками с детства больше довлеют нормы социального поведения, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбуждённые, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», всё теряют, всё забывают. Так, ещё 10–20 лет назад гиперактивных детей было по одному–два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся. И этот процент постоянно растёт. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребёнка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребёнка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению дезадаптивных состояний.

Проблемы в обучении гиперактивных детей

  1. Гиперактивные дети (особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 45 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребёнок не в состоянии сидеть за партой спокойно.
  2. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребёнка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребёнка установившейся схеме: вопрос учителя — ответ ученика. Гиперактивный ребёнок, как правило, не ждёт, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
  3. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок в ответах и при выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления.
  4. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребёнка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых.

    Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

  5. И ещё одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя в учреждении образования комфортно — это отсутствие игрового пространства, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, она требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причём медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так переплетаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медика ментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребёнка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Коррекция в семье

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребёнка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности — значит изменить взаимоотношения его с близкими взрослыми, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребёнка близкие должны избегать двух крайностей:

  • проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  • постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жёстокостью и санкциями (наказаниями).

Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивного ребёнка

1. Поведение близких ребёнку взрослых.

  • Старайтесь по возможности сдерживать проявление своих бурных аффектов, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребёнка.
  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряжённую обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати», лучше попробуйте переключить внимание ребёнка, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребёнка и не унижайте его.

2. Организация благоприятной обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребёнок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребёнка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  • Определите для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

3. Активное взаимодействие ребёнка с близкими взрослыми.

  • Эмоциональное сближение.
  • Игровая деятельность.
  • Не опускайте рук. Любите вашего активного ребёнка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы — им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).
  • Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребёнка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребёнок, помогите ему: всё в ваших руках.

III. Выступление классного руководителя по теме «Коррекция агрессивности в поведении детей».

Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле, это, прежде всего, обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

Если ребёнок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведёт, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это ещё не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом.

Один и тот же ребёнок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем — нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребёнок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребёнок переживает дома серьёзные проблемы.

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:

  • 1) сказкотерапия;
  • 2) психотехнические освобождающие игры;
  • 3) режиссёрские игры.

Давайте рассмотрим содержание предложенных методических приёмов.

Сказкотерапия — это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») — это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.

Игра «Тир».

В этой игре ребёнок-ведущий «стреляет» (бросает мячик) по движущимся мишеням — по другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой.

Игра «Цыплята».

Агрессивному ребёнку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

Игра «Молчанка».

Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

Игра-упражнение «Где прячется злость?».

Дети закрывают глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, дети должны словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»

В режиссёрской игре ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссёра. Ребёнок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребёнок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает ещё и педагогические коррекционноразвивающие задачи. Поскольку агрессивный ребёнок сам руководит всеми куклами — «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», — то он невольно встаёт на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать её положение. Таким образом, в режиссёрской игре ребёнок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребёнка развивается способность координировать своё поведение с поступками других людей.

IV. Решение родительского собрания.

  1. Оказывать помощь детям неконструктивного поведения.
  2. Использовать предлагаемые игровые упражнения для коррекции агрессивного поведения детей.
  3. Создать благоприятные условия для воспитания и развития гиперактивных детей.

V. Заключительное слово классного руководителя.

Обязательно поддерживайте своих детей и помогайте им, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Список использованных источников

  1. Вайнер, М. Э. Дети. Эмоции. Школа / М. Э. Вайнер. — Обнинск, 2001.
  2. Вайнер, М. Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры / М. Э. Вайнер // Начальная школа. — 2004. — № 1.
  3. Ивочкина, Н. В. Коррекционные возможности народной игры / И. В. Ивочкина // Начальная школа. — 1998. — № 11, 12.
  4. Ковальчук, М. А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста / М. А. Ковальчук // Начальная школа. — 2002. — № 12.
  5. Курчинка, Мэри Ш. Ребёнок «с характером» : настольная книга родителей / Мэри Ш. Курчинка. — СПб. : Питер Пресс, 1996. — 351 с.
  6. Фигдор, Г. Детская агрессивность / Г. Фигдор // Начальная школа. — 1998. — № 11, 12.