Активная оценка
«Изюминка» урока — хороший вопрос
Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперёд все ответы.
Дж. Тэрбер
Зачем нужны вопросы?
С помощью вопросов мы прокладываем себе дорогу в неизвестное и неопределённое. А поскольку неопределённость и неизвестность — это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.
Где задают больше вопросов, чем в школе? Уверена: читатели не сразу ответят. Задумывались ли вы, как вопросы влияют на наше общение с окружающими? Помогают ли нам получить исчерпывающую информацию? В правильном ли виде мы их предлагаем собеседнику? И вообще, что считать «правильным» или «хорошим» вопросом? Какой вопрос считать «открытым», а какой «закрытым» и что подразумевается под «ключевым» вопросом? Ответ, казалось бы, прост: хорошие и правильные вопросы — те, что заданы в подходящее время и имеют огромный обучающий эффект, потому что позволяют остро обозначить проблему. Но так ли просто сформулировать «правильные» вопросы? Ведь грамотные вопросы, задаваемые на уроке, — составляющая эффективного урока.
На протяжении шести лет педагоги из разных уголков нашей страны обучаются на дистанционном курсе «Активная оценка» (ДК АО), где один из модулей обучения посвящён именно правильной постановке и технике задавания вопросов. Сами педагоги на платформе курса высказывают мнение, что требуется немало усилий и времени для освоения данной техники.
Иметь право на ошибку?
Сложившиеся традиции и стереотипы нашей школы, построенные на вопросно-ответной системе репродуктивного характера, плотно укоренились в общественном сознании. Но самое большое заблуждение, по мнению многих современных учёных-педагогов, что ученик, отвечая на вопрос, должен предположить, предвидеть или угадать ответ, который удовлетворит учителя. В этот момент, по их мнению, ученик останавливается в саморазвитии, ведь он не высказывает своё суждение, мнение, догадку, не доказывает свою позицию, анализируя и синтезируя имеющуюся у него информацию, не использует свой социальный опыт, не моделирует самостоятельно ситуацию.
Современный российский психолог и педагог Л. Петрановская на конференции «ПроШколу. Так можно!», проходившей в марте 2018 г. в Минске, сказала, что «…отношение к ошибке — это одна из больших проблем нашей школы… Все ошибки ребёнка однозначно трактуются как вина, а не как возможность развиваться. Это сильно замедляет рост и препятствует любому развитию. Если человек не ошибается, значит, он делает то, что уже умеет. То есть он в этот момент не учится, а делает что-то другое».
Как «открыть» вопрос?
Закрытые вопросы предполагают простые ответы, требующие лишь небольшого напряжения памяти. Учащимся при закрытой постановке вопроса, который имеет фактологический принцип, достаточно односложного и точного ответа: «да» — «нет», названия конкретного определения, события или предмета. Такой вопрос не может разговорить собеседника, он не предполагает активного действия учащегося по формулированию ответа, с использованием пояснений, уточнений, доказательств. Данный тип вопросов служит индикатором диагностики точных знаний учащихся по изученным темам. Как правило, такие вопросы находятся в учебниках в конце изучаемой темы, параграфа, раздела для обобщения и систематизации полученных знаний. Например:
- В каком году впервые в летописи упоминается г. Минск? В 1067 г.
- Как найти расстояние, которое проделал автомобиль? Скорость умножить на время.
- Какие животные обитают в пустыне? Верблюды, ящерицы, змеи и др.
- Насекомые приносят пользу. Вы согласны? Да (или нет) и т. п.
Если на уроке чаще всего мы получаем односложные ответы, то, вероятно, задали не тот тип вопросов и не тем тоном. Открытые же вопросы строятся на основе фактических знаний, но требуют более глубокого погружения в тему, подразумевают развёрнутый ответ, дополненный примером, подкреплённый рассуждением. Например*:
Закрытый вопрос | Открытый вопрос |
Какие черты характера присущи герою? | Почему именно эти черты характеры вы выделил у героя произведения? Обоснуйте ответ. |
Барон Мюнхгаузен — наш современник. Какие качества барона вы считаете отрицательными? | Дайте два объяснения тому, почему барона Мюнхгаузена можно считать нашим современником. |
Все птицы могут жить в лесу? | Приведите не менее трёх доказательств того, почему не все птицы живут в лесу. |
У адным класе вучань сказаў, што «без сінонімаў добры пераказ ці сачыненне не напішаш». Ці згодны вы з гэтай думкай? | У адным класе вучань сказаў, што «без сінонімаў добры пераказ ці сачыненне не напішаш». Дакажыце сваю пазіцыю. |
Какая из предложенных формул на изученное правило? | Выберите и докажите, какая из формул рассказывает об изученном правиле. |
Как поступал папа, наказывая сына? | Чем объяснить поступок папы, когда он в таких случаях лишал сына общения? |
Велико ли значение болот? | Как вы думаете, зачем знать, велико ли значение болот? |
Данная подсказка позволяет соотнести вопросы с определённым уровнем познания в соответствии с таксономией Блума:
- Знание: повторить, перечислить, отметить, вспомнить, назвать, подчеркнуть, соотнести и т. п.;
- Понимание: сопоставить, привести пример, переформулировать, отличить, выразить, перевести, распознать и т. п.;
- Применение: интерпретировать, использовать, упорядочить, выполнить с соблюдением правил и т. п.;
- Анализ: протестировать, противопоставить, вычленить, проанализировать, выявить причины и т. п.;
- Синтез: организовать, подготовить, создать, предложить, сформулировать, сконструировать и т. п.;
- Оценка: оценить, отобрать, сравнить, аргументировать «за» и «против», обосновать, проранжировать и т. п.
Например, данные формулировки помогают школьникам усваивать новые понятия, концепции с помощью анализа и размышлений, а также поощряют самостоятельный поиск ответов, побуждают учеников задавать свои собственные вопросы:
- Почему вы сделали такое предположение?
- Как вы пришли к таким выводам?
- Почему это произошло?
- Как вы можете это доказать?
- Почему вы выбрали эти доказательства?
Также можно задать вопросы, которые предполагают выводы, основанные на исследовании:
- Чем различается … ? Отчего, на ваш взгляд, происходят такие различия?
- Почему … можно назвать эффективным (полезным) или неэффективным (бесполезным)?
Слова «почему», «зачем», да ещё при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание высказаться, отстоять свою точку зрения.
Творческие вопросы — какие они?
В таких вопросах чаще всего присутствуют частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. На них можно дать несколько правильных ответов, они могут продлить диалог, натолкнув собеседника на собственные размышления.
- Что изменилось бы в мире, если бы в году было не 12 месяцев, а 13?
- Ваше мнение: как будет развиваться сюжет книги далее?
- Каков был бы противоположный пример?
- Как вы предполагаете, что произойдёт, если… ?
- Если бы я был(а) старой книгой (каплей воды), то… ?
- Что бы вы сделали, если бы… ? и т. п.
В чём особенность ключевого вопроса?
В технологии активной оценки одной из значимых стратегий является ключевой вопрос (КВ). Такие вопросы стимулируют познавательный интерес учащихся к изучаемой теме, непосредственно связаны с темой и целью урока, но обязательно выходят за рамки учебного контекста. Ключевой вопрос — самый сложный тип вопросов. Он призван активизировать весь арсенал академического, интеллектуального, творческого и социального запасов знаний учащегося, стимулировать к размышлению, анализу, умению сопоставлять, провоцировать на дискуссию, уточнять, предполагать, демонстрировать своё мнение, оценку, позицию и т. п. На ключевой вопрос нельзя получить быстрый ответ, на него должен «работать» весь учебный материал урока (или серии уроков по данной теме), причём этот вопрос должен лежать в зоне ближайшего развития ребёнка, учащийся должен понимать связь полученных знаний с реальной жизнью.
По мнению ментора дистанционного курса по активной оценке М. В. Кудейко, «ключевой вопрос может быть открытым, но он должен быть направлен на обобщение новых знаний, на него нельзя ответить сразу, потому что для того чтобы ответить, необходимо освоить учебный материал, проанализировать его и найти ответ. Обычно ключевой вопрос задаётся перед подачей нового материала, а ответ находится в конце урока, при подведении итогов».
- Во всех ли словах можно выделить окончания? (Изучение темы «Наречие».)
- Почему наша планета названа Земля, а не Вода? (Глобус, карта.)
- Докажите, что по окончанию можно определить часть речи. (Обобщающий урок по теме «Части речи».)
- Почему кукушку всё же стоит считать хорошей матерью? («Цепи питания».)
- Что страшнее: голод или холод для диких животных? («Изменения в жизни диких животных зимой».)
- Как превратить обычного кота в маленького или огромного? («Суффиксы».)
- Почему Карлсона не любят у него на родине в Швеции? (С. Маршак «Друзья-товарищи», определение критериев искренней и манипулятивной дружбы.)
КВ по праву можно считать «изюминкой» урока, потому что он призван вдохновлять учащегося на мыслительную деятельность, на поиск ответа, который нельзя найти в учебнике, при этом он не предусматривает проверку и оценивание знаний по данной теме. Данный тип вопросов не может служить индикатором оценивания по причине его недиагностичности, субъективности понимания, использования творческого потенциала каждого учащегося и длительности процесса при поиске ответа на него. На мой взгляд, показательным и ёмким является высказывание Ю. Павловой, учителя белорусского языка и литературы из г. Борисова, насчёт роли КВ в образовательной среде урока: «…получается так, что учитель идёт “не со знаниями к ученикам, а к знаниям с учениками”». Педагог А. Линчевский из г. Осиповичи предложил свою формулу КВ: «С одной стороны, мы направляем учащихся на конкретизацию знаний (знать 3 причины, запомнить 2 даты и т. д.). Ключевой вопрос — это вопрос творческий, и он просто необходим, чтобы ученик как раз сумел использовать эти знания. Вот и получается: идём от простого к сложному, от механического запоминания — к творчеству!»
По мнению польского эксперта в области активной оценки Дануты Стерна, КВ не обязательно формулировать в виде вопроса. Существуют различные типы ключевых вопросов:
- создание ситуации на уроке (поведение учителя);
- гипотеза;
- кадр из фильма;
- цитата;
- событие;
- задание;
- тезис;
- рисунок или фотоснимок;
- коллаж;
- опыт или эксперимент.
Не всегда представляется возможным придумать ключевой вопрос к уроку, поэтому хорошим подспорьем будет служить банк таких вопросов по темам и предметам, собранный как учителем лично, так и совместно с коллегами.
Каковы условия успешной вопросной деятельности?
Резюмируя сказанное, условно выделю несколько правил работы с вопросами на уроках:
1. Важно формулировать «правильный» вопрос, потому что он не сбивает с толку, не «замораживает» процесс мышления и познания, заставляя топтаться на месте, а побуждает желание высказаться. Это совсем не значит, что хорошие вопросы не могут быть сложными и не должны ставить перед отвечающими препятствия. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать. Но надо понимать, что ученик, преодолевающий препятствия, и запутанный ученик — это разные вещи.
Например, вместо вопроса «Что такое скорость?» спросим: «Как ты понимаешь понятие “скорость”?» или «Какой треугольник называется равносторонним?» перефразируем в «Как убедиться, что треугольник равносторонний?».
2. Очень важна позиция и реакция учителя на ошибочные ответы или на их отсутствие. Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать естественной. Атмосфера в классе должна быть такой, чтобы слабые и менее способные ученики получали поддержку и обретали уверенность в себе. Тогда они не потеряют возможность учиться из-за страха спросить или ответить неправильно.
Учитель начальных классов Н. Базар, студентка ДК АО, сделала для себя определённо правильный вывод относительно неверных ответов: «Неверный ответ ребёнка заставил меня объяснять материал по-другому. Теперь я стараюсь больше внимания уделять оптимальным способам подачи нового материала, чтобы его максимально усвоили ученики класса с первого объяснения».
3. Ещё менее привлекательна и недопустима позиция учителя, когда он, задав вопрос и не дождавшись быстрого ответа от класса, отвечает на него сам, якобы экономя тем самым учебное время. Вопрос превращается в формальность, и слушатели начинают воспринимать вопросительные интонации не как призыв к мысли, а как привычку оратора.
Важно соблюдать последовательность: вопрос — время на обдумывание — выбор учащегося. Задавая вопросы, надо обязательно оставлять время для ответа, но оно должно быть соразмерно трудности вопроса! Сколько это будет — три секунды, минута, пять, — зависит в том числе и от цели задавания вопроса, и от возраста аудитории, и от сложности материала, и от того, насколько благоприятная обстановка в классе. Действенный приём, который помогает «разговорить» учащихся: задав вопрос, предложить сначала обсудить его в парах, а уже потом высказаться публично. Ещё один приём — это правило «неподнятой руки», когда учитель, заранее предупредив детей о применении данного приёма, после озвучивания вопроса, случайным образом достаёт полоску с именем одного из учащихся и даёт ему возможность высказаться. Данный приём уменьшает возможность учащихся пассивно «отсидеться».
4. Очень важный фактор эффективного общения — это умение спрашивать, выбирая при этом нужную интонацию. Очень часто учащиеся на эмоциональном уровне воспринимают вопрос, он становится для них более привлекательным, что упрощает поиск ответа, снимает напряжение и боязнь отвечать.
5. Вопросы не должны быть для учащихся наказанием за плохое поведение или невнимательность. Также как для учителя не должны быть способом утвердиться в своей правоте и значимости. Если помнить о том, что вопросы — основа познания, то можно смело задавать такие, на которые сам не знаешь ответ, — это принцип ключевого вопроса.
6. Когда ученик ответил правильно, учителю не стоит дублировать его ответ. В этом случае, ученики научатся тому, что не обязательно слушать ответ товарища, ведь потом он всё равно будет повторён учителем.
7. Педагогу следует ещё учитывать специфику предмета.
Чтобы овладеть искусством задавать «хорошие» вопросы и придумывать КВ для урока, требуется порой немало времени, а также практика и понимание специфики, структуры и типа вопроса, осознание цели вопросной деятельности, её места и функции в дидактической системе. При этом необходимо учитывать и психолого-педагогические требования, предъявляемые к вопросу учителя. Но постепенно это позволит улучшить качество деятельности учителя по формулировке вопросов на уроке и станет настоящей «изюминкой» урока.
* Данные вопросы, приведённые в качестве примеров в этой статье, были взяты из отчётов студентов дистанционного курса по активной оценке 2018 г. (А. Закружная, А. Лукьянчук, И. Рудая, Е. Можирова, С. Ханько).