Ярмак А. В. Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки. Русский язык. III класс

Скачать материал

Приставка как часть слова.

Алгоритм нахождения приставки

Русский язык. III класс

Взаимосвязь со знаниями, полученными ранее: ученики знают и умеют находить в слове окончание, корень, суффикс.

Цель урока: учащиеся смогут рассказать, что такое приставка, какова её словообразующая роль, научатся по заданному алгоритму находить и выделять приставки в словах и образовывать новые слова.

Цель урока на языке учеников и НаШтоБуЗУ:

  • 1) буду знать, какая часть слова называется приставкой;
  • 2) по алгоритму найду приставку в слове и правильно обозначу её;
  • 3) смогу придумать и записать не менее пяти слов с разными приставками.

Методы и приёмы достижения цели: беседа; дидактическая игра «Профессии»; наблюдение за местом приставки в слове; разбор слов по составу с помощью гексов.

Ключевой вопрос для учеников. Учитель показывает учащимся знак обозначения приставки (из проволоки) в различных положениях: «Что у меня в руках, для чего это нужно? Как и почему может изменяться?»

Image

Материалы и дидактические пособия: карточки красного, зелёного, жёлтого и белого цвета размером 16 × 12 (для каждого ученика); палочки с фамилиями учащихся класса; звёзды из бумаги с написанными профессиями; лист со словом перевозчик для каждой группы; гексы, маркеры на водной основе; знак «запрет поднятой руки»; песочные часы на 1 минуту; коробочки со схематическими обозначениями приставки, сделанными из проволоки; телевизор, видео: физкультминутка, взлёт ракеты, приземление ракеты.

Перед началом урока учитель готовит класс: расставляет парты для рассадки по группам (4–5 человек), крылья доски закрыты, на них размещены звёздочки разных цветов (цветов должно быть столько, сколько групп в классе, количество звёзд равно количеству учащихся). После звонка ребята заходят в класс и становятся возле доски.

1. Организационный этап.

С неба звёздочка упала,

В гости к детям забежала,

Остальные вслед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

В нашем классе звёздный сад!

О чём нам звёзды говорят?

— Как вы думаете, ребята, о чём нам сегодня расскажут эти звёздочки?

— Эти звёзды раскроют нам много интересных тайн, окунут нас в мир космоса и помогут добиться поставленных на урок целей. Предлагаю каждому выбрать одну понравившуюся звёздочку, и пусть останется пока тайной то, что написано на ней с обратной стороны. (Дети снимают с доски звёзды.)

— Чтобы отправиться в космическое путешествие, нужно собраться в экипажи: сесть в ракеты (за столы) соответственно цвету выбранных звёзд.

— Экипажи готовы? Тогда в путь. Возьмитесь за руки. Начинаем обратный отсчёт.

Демонстрируется видео взлёта ракеты.

— Космическое путешествие начинается.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

— Ещё недавно мечта о полётах в космос была неосуществима, а сегодня уже в космос летают туристы. Их так и называют «космические туристы».

Люди стали не просто смотреть на звёздное небо, а изучать его. Как называется профессия, представитель которой изучает звёзды? (Астроном.) А кто предсказывает будущее по звёздам? (Астролог.)

— На обратной стороне звёздочки у кого-то из вас написано пожелание на урок, а кто-то вытянул астрологическое предсказание своей будущей профессии. У кого на звёздочке написана профессия? Ваши звёздочки пригодятся вам для игры.

Дидактическая игра «Профессии». Учащиеся должны прочитать название профессии, выделить в ней корень и, если есть, суффикс. Класс сигнализирует с помощью карточек, правильно или нет определены части слова. (На звёздочках профессии: сапожник, танцор, вокалист, плотник, врач, лётчик.)

— Конечно же, это шуточный прогноз, но кто знает, а вдруг у кого-то это предсказание сбудется.

— Мы с вами повторили изученный ранее материал. Ещё раз проговорим:

  • Что такое корень?
  • Что такое суффикс?

— Теперь обратите внимание на лист со словом. Там тоже название профессии — перевозчик. Обсудите и выскажите мнение, что обозначает это слово. (Обсуждение в группе 30 сек., высказывание участников групп по желанию.)

— Попробуйте разобрать это слово по составу в своих экипажах. На это даётся 1 минута. Время пошло (песочные часы, 1 мин). (За время обсуждения экипажей учитель проверяет выполнение домашнего задания в тетради у одного учащегося из каждой группы.)

— Прошу представителя от каждого экипажа выйти к космическому табло (доска) и прикрепить свои варианты разбора.

— Какие затруднения возникли при выполнении задания?

Дети говорят о том, что не знают, что такое пере-.

— Давайте предположим, как называется эта часть слова. Что сделали с частью пере- относительно корня? (Добавили, соединили, приставили.) Учитель открывает доску, дети читают тему урока, цель-критерии и записывают их схематично на листах (один на экипаж).

— Чему должны научиться понятно? Ещё раз проговорите друг другу цель в парах и... вперёд к поставленной цели!

— На пути первая преграда — ключевой вопрос! Откройте бортовые коробочки и найдите там предмет (в коробочках лежат сделанные из проволоки схематические обозначения приставки).

— Что это? И для чего нужно? Как и почему это может изменяться? На обсуждение даю одну минуту. (Запуск песочных часов; версии каждого экипажа учитель выслушивает, но никак не комментирует.)

— К концу нашего путешествия мы посмотрим, кто был ближе всего в своих предположениях к правильному ответу.

3. Проверка домашнего задания.

— Дома вы разгадывали загадку и определяли в выделенных словах корень и суффикс. (с. 108, упр. 172). В своих экипажах проверьте выполнение задания, сверившись с эталоном тетрадей экспертов (проверенные учителем тетради). Если всё у всех правильно, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Если у кого-то есть ошибки, помогите исправить. На проверку даётся одна минута (песочные часы).

— Вижу, что все экипажи справились с заданием, а это значит, мы можем двигаться дальше.

4. Чистописание.

— Пора заполнять бортовой журнал. Открываем свои тетради, записываем дату полёта, а вместо слов «Классная работа», запишем «Космическая работа».

— Отгадайте загадку:

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)

— Каждый космонавт должен уметь красиво и грамотно вести записи в бортовом журнале, чтобы на Земле его могли прочитать. Записываем:

первая строка сочетание: автавтавт;

вторая строка сочетание: монмонмон;

третья строка: космонавт, космос, космическая станция.

5. Словарная работа.

— Перед нашим полётом вы должны были дома выполнить ещё одно задание: найти в толковых словарях объяснение слова космонавт. Сверьте: одинаковые ли у вас получились определения слова? Сколько значений слова нашли в 1-й группе? 2-й? Сейчас мы послушаем, что обозначают данные слова. Каждый экипаж выбирает одно из определений и зачитывает, при этом следующий выступающий старается не повторяться.

— Особое внимание прошу обратить на написание слова космонавт.

— Слово для написания очень сложное и, чтобы лучше запомнить опасные места, предлагаю такие ассоциации (записываем в словари): кОсмОнаВт — летит в кОсмос, смОтрит в иллюминатор, Висит, так как невесомость.

— Ребята, мы приближаемся к неизвестной планете. Как вы думаете, на ней есть жизнь? Может, здесь живут инопланетяне? Внимание на экран.

Физкультминутка.

Демонстрируется видео.

— Пора попрощаться с инопланетянином Ирсиком. Наш полёт продолжается. Открываем космический навигатор — учебник — на с. 109.

6. Этап усвоения новых знаний.

Работа с учебником. Упр. 173.

— Чей портрет мы видим на с. 109? Что вы знаете про Юрия Гагарина?

— В группах прочитайте текст упр. 173, выпишите в бортовые журналы выделенные слова и обозначьте в них корень.

Учащиеся выписывают слова полетел, облетел, прилетел, выделяют в них корень. На выполнение задания — 3 минуты (песочные часы).

— Какой корень во всех этих словах? Ответьте хором. (-лет-.)

— Чем отличаются слова?

— Что мы делали с частями по-, об-, при-?

— Можем ли ответить на ключевой вопрос урока? (Попытка ответить на ключевой вопрос.)

— Придумайте свои слова с корнем -лет-.

— Мы с вами добавляли, присоединяли, приставляли часть слова, которая называется «приставка».

— Найдите на своих столах таблицу, в которой вам нужно, совещаясь в экипажах, выбрать правильный ответ. (На выполнение задания даётся 2 минуты, песочные часы.)

Приставка — это что?

а) часть предложения

б) часть слова

в) часть словосочетания

Где она стоит?

а) в середине слова перед суффиксом

б) в начале слова перед корнем

в) в конце слова после корня

Для чего служит?

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

— Вывешиваем на космическое табло свои таблицы. (Учитель проверяет правильность выполнения задания.)

— Кто из членов экипажей может сам сформулировать правило: «Что такое приставка?»

— Каким значком обозначается приставка в слове?

— Давайте перевернём страницу нашего космического навигатора и сверим результаты нашей командной работы с правилом, записанным в учебнике.

— Можем ли мы дать ответ на ключевой вопрос нашего урока (или на его часть)? Что это за предмет в коробочке? (Значок для выделения приставки.)

Первичное обобщение.

— Экипажи, узнали мы, что такое приставка?

— Можем об этом рассказать своим знакомымземляням? Проговорите правило в парах.

— Часть поставленной цели достигли?

— Отметьте, какой из критериев (НаШтоБуЗУ) уже выполнен. (Дети ставят плюс напротив 1-го критерия.)

— Впереди ещё много интересного. Продолжим наше путешествие?

Отработка навыка образования новых слов с помощью приставок.

— На пути нас ждёт метеоритный дождь. Во время него никто не сможет обсуждать в экипажах никаких вопросов. Отвечать будет только тот, чья фамилия написана на палочке. На космическое табло вывешиваются карточки с разными приставками. Вызванный ученик должен подойти, вытянуть слово и попробовать образовать при помощи приставки новое слово. Задание понятно? Приступаем!

На доске приставки вы-, до-, пере-, под-, от-, в-, за-.

Слова для игры: ехать, лететь, читать, брать, мыть, чистить, копать, красить.

— Здорово! Я вижу, что все смогли с помощью приставки образовать новые слова.

Алгоритм нахождения приставки в слове.

— Как же нам найти в слове приставку? Давайте порассуждаем и обсудим это в экипажах. На обсуждение даю одну минуту.

По истечении времени один ученик от экипажа выступает и озвучивает алгоритм нахождения приставки, а другой на доске фиксирует значками. Все остальные слушают и с помощью карточек соглашаются либо нет. Если нет, предлагают свой вариант.

  1. однокоренные слова
  2. корень
  3. приставка

Учитель выслушивает ответы и предлагает свериться с алгоритмом в учебнике на с. 111.

— Молодцы! Вы здорово работали в команде, правильно рассказали, как найти в слове приставку.

7. Этап закрепления нового материала.

Учитель с помощью именных палочек вызывает к доске учащихся, диктуя им по одному слову из упр. 176, в которых есть приставки. Дети должны, пользуясь алгоритмом, выделить в словах приставку.

Слова для записи под диктовку: список, насмешка, повязка, записка, закладка, оценка.

— Отметьте, с каким из критериев (НаШтоБуЗУ) мы справились. (Дети ставят знак возле 2-го критерия).

Самостоятельная работа. Упр. 175 на с. 110 учебника.

После выполнения упражнения взаимопроверка (по готовому шаблону на листах) в группах. Дети оценивают друг друга с помощью шкалы оценивания в тетради. Они сверяют правильность написания четверостишия (по учебнику) и проверяют нахождение приставки в двух выделенных словах.

8. Этап обобщения и систематизации.

— Придумайте и запишите в бортовых журналах (тетрадях) не меньше 4–5 слов с разными приставками. Записывайте только те слова, в правописании которых не сомневаетесь. Условие: приставки должны состоять из 1 буквы, 2 букв, 3 букв. Выделите эти приставки. На выполнение задания две минуты.

— Проверьте в группе, кто из членов экипажа правильно справился с заданием, отметьте их имена возле 3-го критерия.

— Вернёмся к ключевому вопросу урока — это ведь ключ к нашему космическому кораблю, без него путь домой невозможен. Что же такое лежало в коробочках и для чего оно необходимо, как может изменяться и почему? (Это графическое изображение приставки, может иметь разную длину — в зависимости от количества букв в приставке.) Чьи предположения подтвердились? Кто думал иначе?

9. Рефлексия.

— У каждого экипажа в коробочках приготовлены гексы. Они помогут нам ввести правильный код для возвращения домой. Ваша задача: разобрать написанное слово по составу, записав на каждом гексе часть данного слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Слова: побелка, посадка, наклейка, заморозка, перегрузка.

Image

— Молодцы, ребята. У вас сегодня всё получилось! Возвращаемся домой!

Демонстрируется видео приземления ракеты.

— Итак, наши дружные экипажи благополучно вернулись домой! Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

— Выберите и дополните фразу (на обратной стороне доски):

  • новым для меня на уроке было…
  • меня удивило…
  • самым лёгким заданием было…
  • мне было трудно…
  • больше всего запомнилось…
  • я могу рассказать родным о…

— Посмотрите на доску. Тут нарисованы три ступени победителей.

— Подумайте, оцените свою работу на уроке и прикрепите свои звёзды на ту ступеньку, которая соответствует вашей сегодняшней работе.

10. Этап информирования о домашнем задании.

С. 111, упр. 177.