Иванюшина С. А. Буква ь — мягкий знак. Обучение грамоте (письмо). I класс

Скачать материал

Буква ь — мягкий знак

Обучение грамоте (письмо). I класс

Связь з предыдущими знаниями: ученики умеют обозначать мягкость предыдущего согласного с помощью букв и, я, ю, е, ё; списывать слова, заменяя букву или дополняя необходимой буквой; записывать под диктовку буквы и слоги; на уроке чтения познакомились с буквой ь, учились читать слова с мягким знаком.

Цели урока: обеспечить формирование у учащихся зрительно-двигательного образа буквы ь, освоение способа её написания и соединения с другими буквами в слогах и словах.

Ожидаемый результат: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут

знать:

  • что буква ь в конце слова показывает мягкость предыдущего согласного;
  • что буква ь звука не обозначает;

уметь:

  • правильно (в соответствии с образцом) писать букву ь;
  • списывать слова и предложения, правильно соединяя мягкий знак с предыдущим согласным;

смогут:

  • дописать на конце слов (там, где это необходимо) букву ь.

Цели урока на языке учеников + НаШтоБуЗУ:

1. Напишу правильно ь   (в соответствии с образцом и показом).

2. Спишу слова правильно (в соответствии с образцом):

соль   семь   день   рысь   мазь  

3. Спишу правильно предложения. Подчеркну мягкий знак:

Гусь! Не тронь!

Я тебя не боюсь!

Оборудование: презентация «Написание букв русского алфавита»; листы с линейками, верёвочки для каждого ученика; «Оценочные листы» — карточки размером 1/6 альбомного листа с критериями, на обратной стороне листа QR-код и ссылка доступа к блогу — обратной связи с родителями; карточки с дополнительными заданиями.

Ключевой вопрос ученикам:

Что общего у ь и букв я, ю, е, ё, и?

1. Организация начала урока.

Игра «Зеркало».

— Сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку. Но сделаем это необычным способом: молча. Все вы смотрелись в зеркало. Давайте поиграем в игру, которая называется «Зеркало». Я показываю вам предмет, а вы мне — его же, но на вашей парте. Я кладу его — и вы делаете то же самое. Я поворачиваю тетрадь — и вы. Начнём!

2. Повторение изученного материала (минутка чтения).

Метод «4 угла».

— В кабинете в четырёх углах листы с написанными словами. Пройдите по классу и выберите себе место возле того листа, где все слова — названия животных записаны правильно.

лос конь линь

лось кон линь

лось конь лин

лось конь линь

(Слова уже встречались на уроке чтения, разница в том, что они написаны рукописным шрифтом.)

Хоровое чтение слов, написанных верно. Чтение слов только мальчиками, только девочками. Одни учащиеся читают слова в прямом порядке, другие — в обратном.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

— Отгадайте загадку:

Мягкий голос, мягкий шаг,

Это буква … (мягкий знак).

— Мягкий знак — настоящий фокусник. В чём же заключается его фокус, вы узнаете, когда прочитаете буквосочетания на доске:

ль, бь, пь, ть, дь, зь, сь, нь, ть, вь

— Как произносили буквосочетания? (Мягко.)

Постановка ключевого вопроса.

— Обсудите в парах и решите, что общего у букв ь и я, ю, е, ё, и?

Время обсуждения — 2 минуты, ответы — методом случайного выбора.

Постановка целей урока и определение критериев успешности.

— Какую букву мы будем писать сегодня на уроке? (ь.)

— Обратите внимание на оценочные листы, которые лежат у вас на партах. (На партах листы с НаШтоБуЗУ.) Скажите, что сегодня на уроке будем делать?

Сравнение печатной и письменной букв. Наблюдение за письменной буквой.

— Почему буква ь в образце написана только строчная, а заглавной буквы нет? Обсудите в парах. (Ответ с помощью случайного выбора — именные палочки.)

4. Работа в прописи (с. 31).

Рассматривание буквы и элементов.

— Давайте представим, что рассматриваем букву под лупой. Какие элементы мы можем в ней отыскать? (Прямая линия, овал.)

— Найдите сходства и отличия у этой буквы с буквой о строчной. (Обсуждение в парах. Ответы с помощью случайного выбора.)

Вывод: мягкий знак — это прямая линия с малым овалом внизу.

Дописывание элемента буквы.

Игра «Пазл». На доске фрагменты пазла с недостающими элементами увеличенной буквы ь (строка для тренировочных упражнений). Необходимо определить, для какой буквы подходят элементы, и выстроить их в правильном порядке:

Image

Дописывание по пунктирной линии недостающих элементов.

Подготовка к письму.

Упражнение «Сколько верёвочке не виться». У каждого ученика на парте альбомный лист с намётками строк и наклонной линией и верёвочка.

— Попробуйте выложить букву ь. Какими критериями будем пользоваться? (Ответы по поднятой руке.) Определение критериев:

  • касание верхней линии рабочей строки;
  • касание нижней линии рабочей строки;
  • размер овала — до середины рабочей строки;
  • наклон.

Показ написания буквы.

Образец написания буквы демонстрируется на экране, учитель комментирует:

— Начинаем писать на верхней линейке. Пишем прямую с овалом до середины рабочей строки: сверху вниз ведём прямую (1), не доходя немного до нижней линейки делаем закругление вправо (и), касаемся нижней линейки, поднимаем полуовальную линию вверх, закругляем влево на середине строки, «закрывая» овал на прямой ниже середины (2).

Письмо буквы ь.

Письмо буквы в воздухе под счёт; по контуру до флажка. Письмо буквы в прописи до флажка; пауза.

— Стараемся разместить в промежутках между флажками четыре буквы.

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук «Погладим котика», «Котик царапает обои», «Катаем снежный ком».

Самооценка.

— В прописи отметьте самые удачные образцы написанных вами букв точками снизу (простым карандашом). В оценочном листе возле первого критерия (1. Напишу правильно ь   ) напишите количество букв, отмеченных точками.

Игра «Что за слово спряталось». На доске схемы слов и слова: сом, рысь, лес, дом, соль, мазь, семь, бег, день.

Image

(С — синий цвет; К — красный цвет; З — зелёный цвет.)

Учащиеся выбирают слова, подходящие к схемам. Обсуждают в паре. Один представитель от пары закрепляет магниты возле выбранных слов: синий — возле слов, подходящих к первой схеме, зелёный — возле слов, подходящих ко второй схеме.

— С помощью схемы попробуйте рассказать, какую работу выполняет буква ь в этих словах. Обсудите в парах.

Image

(Выбор отвечающих случайным образом.)

— Какие изученные буквы, кроме мягкого знака, указывают на мягкость предыдущего согласного? (Попытка ответа на ключевой вопрос.)

Обведение по пунктиру и письмо сочетаний с мягким знаком и слов по образцу.

Взаимооценка по 2-му критерию:

2. Спишу слова правильно:

соль   семь   день   рысь   мазь  

Списывание с письменного шрифта предложения.

— Прочитайте предложения глазами. Девочки прочитают первую строку вместе, мальчики — вторую. Теперь девочки прочитают все предложения мальчикам. Затем мальчики — девочкам.

— Встаньте те, чей сосед прочитал предложения правильно.

— Читаем предложение хором. Сколько слов в предложении? Почему слово Гусь написано с большой буквы? Чем оканчиваются предложения? В каких словах есть буква, не обозначающая звука? (Гусь, тронь, боюсь.)

— Спишите предложения по алгоритму (алгоритм списывания из «Прописи»). Подчеркните букву ь в словах.

Проверка.

Учитель проверяет работы во время выполнения физкультминутки (видео на выбор учителя). Отмечает в оценочных листах точность выполнения работы с учётом 3-го критерия:

3. Спишу правильно предложения. Подчеркну мягкий знак:

Гусь! Не тронь!

Я тебя не боюсь!  

— Встаньте те, кто при списывании не допустил ни одной ошибки (только одну ошибку). Какие рекомендации дадим сами себе и тем, кто допустил две и больше ошибок? (Ответ по поднятой руке.) Чтобы не допускать ошибок, нужно внимательно читать слово, следить за соединениями букв, вспомнить порядок написания буквы.

5. Развитие речи учащихся.

— Как, не добавляя и не меняя местами звуки, превратить слова «ест» и «шест» в другие слова? (На партах у учащихся карточки со словами.) Обсудите в парах. (Время — 3 минуты. Ответы по поднятой руке.)

Задание на дописывание буквы ь.

— Чтобы получить новые слова, необходимо добавить букву ь. Сейчас и мы с вами выполним такое задание на карточках. Прочитайте слова (Мел, вес, трон, брат.) Устно измените слова, добавив изученную сегодня букву. (Мель, весь, тронь, брать.) Допишите букву на рабочих листах так, чтобы получились новые слова.

Взаимопроверка с комментированием учителя: мель, весь, тронь, брать.

Игра «много — один». Работа хором:

— Я произношу слова, которые называют много предметов, а вы — один: лини — … (линь), рыси — … (рысь), олени — … (олень), окуни — … (окунь), караси — … (карась), гуси — … (гусь), рыси — … (рысь).

— Сейчас я ещё раз произнесу слова, а вы назовите последний СОГЛАСНЫЙ звук. Чем похожи эти звуки, кроме того, что они согласные? (Они мягкие.)

— Какие буквы будут помогать согласным звукам обозначать их мягкость на письме?

Ключевой вопрос: Что общего у ь и букв и, я, ю, е, ё?

— Обсудите ещё раз в парах. (Ответы на вопрос — случайный выбор без поднятия рук.) Правильно, эти буквы могут выполнять одинаковую работу — указывать на мягкость предыдущего согласного.

— Подтвердились ваши предположения, которые вы сделали в начале урока?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Ответьте на вопросы:

  • Какую букву научились писать на уроке?
  • Как изменить слово, не добавляя букву и не меняя буквы местами?
  • Какую «работу» выполняет буква ь?
  • Какие ещё буквы, кроме ь, могут выполнять такую же работу?

Ответы «случайным выбором».

— Проанализируйте свою работу на уроке, используя слова: удалось, заинтересовало, удивило, расстроило, не получилось, буду стремиться…

— На доске отображение критериев сегодняшней работы. Вы ставите свой магнит на том задании, которое удалось вам сегодня лучше всего (у детей есть возможность взять 2 и более магнита).

Подведение итогов:

Самым лёгким сегодня оказалось задание № …

Самым сложным …

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для детей, работающих качественно в высоком темпе.

1. На карточках — картинки с изображением животных. Задание — подписать картинки.

Image

2. (В случае оставшегося времени.) Задание: записать буквосочетания под диктовку на дополнительной линейке карточки:

Вь, сь, ть, дь.

Способ проверки достижения целей урока.

  • Выставление «знаков» в «оценочных листах».
  • Словесная рефлексия.
  • Рефлексия с помощью магнитов.
  • Ответ на ключевой вопрос.

Устные рекомендации по обратной связи с родителями:

— Поделитесь с родителями своими открытиями. Расскажите им, какую новую букву сегодня изучили, и расскажите о её работе, вспомнив схему.

— Можете перейти по ссылке в блог, поиграть и выполнить задания: