Голованова И. Б. Словарные диктанты на каждый урок. Часть 1

Скачать материал

Словарные диктанты на каждый урок. Часть 1

«Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов...». Высказывание русского писателя и литературоведа Александра Шишкова (1754–1841) словно золотой ключик к потайной двери, за которой открывается огромный мир Слова. Уже с первого класса, начальной ступени школьный жизни, ребёнку предстоит усвоить, что именно владение словом во всём его многообразии делает путешествие в страну знаний по-настоящему увлекательным и захватывающим.

Но этот путь не лёгкий, ибо существует такая категория слов, которую нельзя проверить — их нужно запомнить! Речь о словарных словах. Кропотливая работа по их усвоению начинается в начальных классах. Перед педагогом на этом этапе стоит несколько ключевых задач. Прежде всего предстоит ознакомить ребят с лексическим значением новых для них слов и словосочетаний. Столь же важно помочь усвоить грамматические формы, образование которых заведомо вызывает затруднения. И, наконец, обучить детей орфоэпическому произношению слов, соблюдению нормативного ударения.

Зададимся вопросом: что необходимо для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами? Ответ один: систематическая словарно-орфографическая работа. Однако зачастую этот процесс ограничивается контрольно– повторительными упражнениями. Работа над пробелами в знаниях сводится к многократному выписыванию слов, в которых допускаются ошибки. Нередко этот процесс никак не связан с изучением основного грамматико-орфографического материала, проводится в отрыве от него, нарушая логический ход урока. Как результат — ошибки повторяются, поскольку нет активной мыслительной деятельности самих учащихся.

Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения нескольких условий. Прежде всего, это чёткое планирование слов, подлежащих изучению. Словарно-орфографическая работа должна сочетаться с освоением основных программных тем. В этом процессе следует уделить особое внимание тренировочным упражнениям, которые опираются на зрительные, рукодвигательные, артикуляционные восприятия. Работа с орфографическим словарём должна быть систематичной и разносторонней. Ещё одно важное звено этой цепи — постоянный контроль над усвоением написания трудных слов.

В системе тренировочных упражнений по орфографии ведущее место занимают диктанты. Изучив все их виды, можно использовать полную палитру подобного материала, развивая у ребят навыки и умения, которые пригодятся им в будущем. Небольшие словарные диктанты на каждом уроке будут способствовать уменьшению ошибок, что создаст ситуацию успеха, так важную для ребёнка на старте школьной жизни.

БУКВЕННЫЕ диктанты

Учитель за короткое время может определить уровень знаний учащихся. Диктант быстро проверяется, учащиеся сразу могут узнать результат своей учебной деятельности.

Диктант для первичного ознакомления проводится на первом этапе знакомства со словарным словом. Данный вид диктанта позволит избежать ошибок, т. к. словарное слово записывается постепенно, по буквам. Буквы, обозначающие слабую позицию звука в новом словарном слове, во вспомогательных словах даются в сильной позиции. По возможности, для вспомогательных слов можно использовать другие словарные слова (обучение с опережением, набор слов варьируется по усмотрению учителя).

Учащимся предлагается записать:

1. Только первые буквы слов:

Азбука, Лимон, Фонарь, Адрес, Воробей, Иней, Телефон (алфавит).

2. Только последние буквы слов:

космоС, конверТ, берёзА, учениК, комнатА, телефоН (стакан).

3. Буквы по порядковому номеру, которую указывает учитель (первая, четвёртая …; первая, последняя, в середине; предыдущая, последующая — в зависимости от обученности класса):

солоВей, дорОга, Ребята, помидОр, магазиН, сАхар (ворона).

Буквенный диктант можно использовать для совместного с учащимися определения темы урока. Учащимся необходимо молча ответить на вопрос учителя, записать букву, которая обозначает гласный или согласный звук в слабой позиции. Например, II класс, тема «Алфавит».

АЛФАВИТ: вАгон, соЛнце, коФта, квАртира, аВтобус, сИница, лесТница.

Можно предложить записать буквы, которыми надо обозначить первый звук в каждом услышанном слове (строчная — заглавная буквы):

  • русский, Родина, Беларусь, белорусский;
  • Минск, метро, город, Гродно;
  • Полоцк, пальто, берёза, Брест.

Задание выполняется с опорой на таблицу (диктант «Шифровка»), возможно использование перфокарт.

• Таблица «Алфавит».

Image

Записать слова по номеру буквы в алфавите:

19, 17, 1, 9, 10, 2, 16 — спасибо;

10, 9, 3, 10, 15, 10, 20, 6 — извините.

• Специально составленная таблица:

Image

Комната, картина, конфета, корзина, крапива (одинаковое количество букв в словах).

Image

Комната, конфета, корзина, коньки, корова (различное количество букв в словах).

Image

Орех

Океан, олень

Огурец, огород

Октябрь, однажды

Таблица другого плана:

Image
Image

комната

Image

молоко

Ещё один вариант таблицы:

Image
Image

коридор

сорока

Родина

Или такой вариант:

Image

парашют

Ключ: 2–3, 1–5, 2–8, 1–5, 2–6, 1–3, 1–7.

Используя межпредметные связи, учитель может использовать следующий вариант, где ключи задаются по стрелке часовой, минутной, по двум стрелкам с различными формулировками (рис. 1).

Image

Рис. 1

По минутной стрелке:

  • 55 минут, 60 минут, 23 минуты, 37 минут, 40 минут (метро);
  • 9без 25 минут, 10 минут, 7 минут, без 20 минут, без 15 минут, 25 минут (ладонь).

По часовой стрелке:

  • 14.30, половина шестого, 21.00, 17.30, половина девятого, 2 часа (синица);
  • 18.30, 14.00, 11.00, 24.00, 9.00, 17.00 (камень).

По двум стрелкам (больше подходит для слогового диктанта):

  • 8.03, 9.10, 7.25 — слог читаем, начиная с минутной стрелки (фонарь);
  • 23.00, 13.10, 19.25 — слог читаем, начиная с часовой стрелки (медаль).

Диктант для повторения проводится на любом уроке и его этапе.

1. Словарное слово, с которым учащиеся познакомились на уроке, записывается в столбик. На каждую букву этого слова следует записать (диктант «Шифровка», самодиктант, взаимодиктант или коллективный диктант) раннее изученные слова:

  • Д — дежурный, девочка, деревня.
  • Я — яблоко, язык, ягода.
  • Т — телефон, телеграмма, троллейбус.
  • Е — ещё.
  • Л — лестница, ладонь, лягушка.

2. При систематической работе задания можно усложнять. Следует записать слова по условию учителя. Например:

  • С — двойной согласный (касса, масса, бассейн, пассажир).
  • О — безударный гласный второго слога (сапоги, жаворонок, человек).
  • Б — двойной согласный (суббота).
  • А — два слога в слове, только гласный А (сахар, гараж, багаж, салат).
  • К — двойной согласный (хоккей, аккуратно).
  • А — 5 букв, А — последняя (ягода, вчера, улица).

Диктант для промежуточного контроля проводится при условии изучения определённой группы слов для текущего контроля и последующей коррекции. Целесообразно использование дополнительных грамматических заданий для определения темы урока, повторения пройденного материала.

1. Учащимся предлагается записать слово по буквам:

  • 1-я буква — такая же, как удвоенная согласная в слове «ванна» — Н;
  • 2-я буква — безударная гласная во 2 слоге слова «календарь» — Е;
  • 3-я буква — в алфавите стоит между буквами Г и Е — Д;
  • 4-я буква — вторая буква в слове «теннис» — Е;
  • 5-я буква — в алфавите предшествует букве М — Л;
  • 6-я буква — безударная гласная в слове «заяц» — Я (неделя).

2. Диктант «Убери лишнее». Учащимся предлагается записать буквы под диктовку, зачеркнуть парные глухие согласные, подчеркнуть оставшиеся буквы. Задание:

К Б П Е С Р Ё Т З К А Ш (берёза).

3. Необходимо записать только букву, написание которой нужно запомнить.

Один гласный в слабой позиции:

яблОня, ветЕр, рЯбина, квАртира, сОбака, Орех, берЕг, дятЕл, кОстёр, пАльто, нЕделя, пОгода, месЯц, дЕкабрь, учитЕль, рЕбята, сахАр, мОрковь, Язык, щЕнок, Ещё, дЕжурный.

Два гласных в слабой позиции:

чЕмОдан, кОрИдор, бОлотО, сАпОги, кАрАндаш, хОрОшо, мАгАзин, пОмИдор, вОскрЕсенье, яблОкО, тОварИщ, смОродИна, чЕлОвек, ОкЕан.

Три гласных в слабой позиции:

тЕлЕвизОр, благОдАрить, бИблИОтека, АвтОмОбиль, тЕмпЕрАтура, нАОбОрот, вЕлОсИпед.

Гласный второго слога:

калЕндарь, инжЕнер, интЕресно, горИзонт, карАндаш, алфАвит, автОмобиль, элЕктричество, космОнавт, библИотека.

Последний звук каждого слова:

огороД, языК, карандаШ, обеД, завоД, гороД, арбуЗ, горизонТ, завтраК, багаЖ, моркоВь, мороЗ, велосипеД.

Непроизносимый согласный:

празДник, лесТница, чуВство, сверсТник.

Двойной согласный (использование словаловушки):

аЛЛея, груППа, ваННа, аККуратный, каССа, паССажир, миЛЛион, хоККей, теННис, баССейн, троЛЛейбус, коридор, теРРаса, жуЖЖат.

СЛОГОВЫЕ диктанты

Слоговые диктанты схожи с буквенными. Нюанс данных диктантов заключается в правильном определении границ слога в русском языке.

1. С опорой на слоговую таблицу (рис. 2) (диктант «Шифровка», где возможно использование перфокарт). Данную работу следует начинать с первого класса, показывая учащимся определённые слоги для составления и последующего чтения слова. Для поддержания интереса и разнообразия видов упражнений на уроке можно использовать задания, аналогичные буквенным диктантам, усложнив таблицу цифровым и буквенным обозначением строк и столбцов.

Image

Рис. 2

Таблица может быть составлена специально с учётом тематики слов или темы урока. Например, составить названия учебных принадлежностей:

Image

Рюкзак, ранец, портфель, тетрадь, альбом, карандаши, пенал

Одновременно можно вести работу с синонимическим рядом слов.

Image

Ключи:

1–4, 2–7, 1–9 — столица

2–4, 3–9, 2–7, 1–6 — Республика

2–9, 3–5, 1–8 — Беларусь

3–1, 2–7, 1–9 — улица

2–6, 3–8 — город

2–8, 1–5 — метро

2–5, 2–7, 1–7, 3–6, 1–6 — библиотека

Схемы-угадайки (количество слогов для данного задания условно или задано учителем):

  • ___ о ___ о ____ (сорока, ворона, корова, соловей, воробей, жаворонок, город, мороз, хорошо, молоко, огород, болото, космос, колодец, крокодил, шоколад);
  • _______ сс __ (касса, масса, бассейн, пассажир, искусство, шоссе);
  • ____ е ____ дь (медведь, тетрадь).

2. Диктант «Слог потерялся».

Предлагается записать:

словарные слова, которые начинаются со слога:

  • Ка… (карандаш, капуста, картофель, картина, каникулы, камень, календарь);
  • Со… (сорока, соловей, собака, сосед);

словарные слова со слогом в середине слова:

  • …ро… (сорока, жаворонок, корова, троллейбус, город);
  • …те … (ветер, ветеринар, математика, учитель);

словарные слова со слогом в конце слова:

  • …та (комната, скамейка, почта, пожалуйста);
  • …на (картина, корзина, рябина, смородина).

3. Слоговой диктант. Такой вид диктанта удобен при проведении работы по каллиграфии или совместном определении темы (проблемы) урока. Следует записать первый (второй, третий; предшествующий или последующий) слог:

  • ВАгон, ВОскресенье, ВЕтер, ВЧЕра;
  • БеЛАрусь, беЛОрусский, каЛЕндарь, недеЛЯ, каникуЛЫ.

Запишите только безударный слог:

  • заЯЦ, Язык, Орех, ВАгон, ВЧЕра, саХАР, дяТЕЛ, КОстёр.

4. Диктант «Слоговое сложение». Учащимся предлагается записать второй (первый, третий; предшествующий, последующий) слог, составить слово:

  • ванНА, гоРОД — народ;
  • ЧЕрника, ЛОпата, ВЕКтор — человек;
  • куРИца, коСУля, биНОКли — рисунок;
  • ЧЕРта, земляНИка, библиотеКА — черника;

ударный слог (для предупреждения ошибок при введении нового слова):

  • хороШО, КОсмос, докЛАД — шоколад;
  • САхар, хаЛАТ — салат;
  • леКАРство, пауТИна, НАчал — картина.

Словарные диктанты с ДОПОЛНЕНИЕМ

1. Большая буква в именах. Дополнить словарным словом:

Ирина Борисовна — учитель, учительница; Жучка — собака; Пеструшка — корова; Советская — улица; Гомель — город; Минск — столица; наша страна — Республика Беларусь.

2. Части речи, род имён прилагательных.

Добавь слово (один выбор):

  • красная, сочная, сладкая … (ягода);
  • кудрявая, высокая, белоствольная … (берёза);
  • большое, румяное, наливное … (яблоко);
  • широкая, прямая, долгая … (дорога);
  • холодная, морозная, ясная, пасмурная … (погода);
  • старательный, прилежный … (ученик);
  • круглый, полосатый, хвостатый … (арбуз).

Добавь слово (несколько выборов):

  • зелёный … (огурец, горох);
  • солёный … (огурец, салат);
  • спелый … (помидор, арбуз);
  • сладкая … (ягода, морковь);
  • трусливый … (заяц, товарищ);
  • трудолюбивый … (муравей, ученик);
  • оранжевый … (апельсин, мандарин);
  • маленький … (камешек, город, щенок);
  • лёгкий … (ветер, рюкзак).

3. Диктант словосочетаний (переносное значение слов, род имён прилагательных):

  • сердце … (золотое, доброе, каменное);
  • февраль … (лютый, холодный);
  • воробей … (старый, стрелянный, шустрый).

4. Продолжи ассоциации словарным словом:

  • ручка — тетрадь, краски — … (альбом);
  • сидеть — скамейка, лежать — … (кровать);
  • книги — библиотека, продукты — … (магазин);
  • ученик — класс, пловец — … (бассейн).

Словарные диктанты с ИЗМЕНЕНИЕМ

1. Разделительный мягкий знак, однокоренные слова, изменение числа имён существительных, части речи:

воробей — воробьи, воробьиный, муравей — муравьи, муравьиный, соловей — соловьи, соловьиный, ворона — вороньё.

2. Непроизносимые согласные. Записать однокоренные имена прилагательные:

капуста — капустный, интерес — интересный, счастье — счастливый, праздник — праздничный, ненастье — ненастный.

3. Слова-синонимы:

капуста — кочан, помидор — томат, алфавит — азбука, класс* — комната, класс* — ребята, ученики.

4. Образование однокоренных имён прилагательных.

При изучении написания двойных согласных на стыке морфем:

Беларусь — белорусский, камень — каменный, картина — картинный, телефон — телефонный, чемодан — чемоданный, лимон — лимонный, вагон — вагонный, путешествие — путешественник.

При изучении чередования согласных в корне слова и беглых гласных:

дорога — дорожный, заяц — заячий, молоко — молочный, мороз — мороженый, яблоко — яблочный, ветер — ветреный, сапоги — сапожный, собака — собачий, улица — уличный.

При изучении частей речи (слово-ловушка, невозможность подобрать однокоренное слово):

овощ — овощной, картофель — картофельный, огурец — огуречный, морковь — морковный, помидор — томатный.

5. Записать имена существительные, изменив их на форму мн.ч. Р.п.:

урожай (чего?): картофель (картофеля), пшеница (пшеницы), морковь (моркови), яблоко (яблок), лимон (лимонов), помидор (помидоров), апельсин (апельсинов); пара (чего?): туфли (туфель), ботинки (ботинок), сапоги (сапог), перчатки (перчаток).

6. Правописание суффиксов:

  • девочка, картиночка, корзиночка, улочка, белорусочка, тарелочка;
  • берёзовый, яблоневый, осиновый, языковой, рябиновый, черёмуховый, смородиновый, кассовый, пальтовая, почтовый;
  • белорусский, русский, соседский, городской, заводской, чемпионский;
  • маленький, хорошенький;
  • учитель, учительница;
  • тракторист, машинист, автомобилист, пианист;
  • колхозник, работник, сапожник, путешественник.

7. Слово с гласным в сильной позиции, словарное слово-ассоциацию с таким же гласным:

зАяц — капуста; бумАгА — карандаш, газета; пенАл — карандаш; хвОст — собака, корова; Овощ — огурец, кочан, морковь, горох; мЕл, портфЕль — ученик, тетрадь, пенал; кАсса — пассажир, багаж, вагон; шАпка — пальто, сапоги; мЕсяц, снЕг, вЕтер — декабрь, февраль; крАски — картина, альбом; перИла — лестница; Осень — октябрь, ноябрь; клЕтка, линЕйка — тетрадь; дЕти — учитель.

8. Однокоренные глаголы (переносное значение слов):

собака — собачиться, футбол — футболить, дежурный — дежурить, зарядка — заряжаться, мороз — морозить, сахар — засахариться, учитель — учиться, хорошо — хорошеть, извините — извиниться, праздник — праздновать, благодарность — благодарить, чувство — чувствовать, рисунок — рисовать, камень — каменеть, мечта — мечтать, температура — температурить, интерес — интересоваться, красивый — красоваться, осторожно — осторожничать, поздравление — поздравлять, торжество — торжествовать, хозяин — хозяйничать, команда — командовать, качели — качаться, путешествие — путешествовать.

Этот набор слов можно использовать для выборочного или выборочно-распределительного диктанта: правописание -ться / -тся; глаголы, которые образованы с помощью приставок; чередование в корне слова. Если из данной группы продиктовать сразу глаголы, то можно использовать изменение (записать глаголы во 2-м лице единственного числа) или распределение по І–ІІ спряжению.

9. Имена существительные в предложном падеже (+ правильное употребление предлогов, *употребление несклоняемых имён существительных):

конфета, *пальто, салат, морковь, товарищ, картофель, чемпион, *шоссе, улица, корабль, ладонь, семечка.

10. Записать имена существительные во мн. числе (правильное написание окончаний, *словаловушки):

адрес — адреса, мастер — мастера, город — города, месяц — месяцы, инженер — инженеры, шофёр — шофёры, *человек, *ребёнок, берег — берега.

Диктанты СЛОВОСОЧЕТАНИЙ и ТЕКСТОВ

Такого вида упражнения даны в учебниках для IV класса при изучении падежей имён существительных, употребления предлогов в речи. Диктанты словосочетаний целесообразно использовать с дополнительным грамматическим заданием (постановка смысловых и падежных вопросов, определение главного и зависимого слова в словосочетании, отличие от предложения, правильное употребление предлогов, определение падежа имени существительного, род имён прилагательных).

1. Словосочетания:

дорога без асфальта, стакан молока, ел без аппетита, кочан капусты, берлога медведя, спектакль артиста, одевать ребёнка, надевать пальто, скафандр космонавта, квартира соседа, футбольная команда, камень на сердце, каникулы в деревне (в ноябре), пенал (тетрадь) в рюкзаке, машина на улице, памятники Беларуси, корзина с овощами, урожай картофеля, благодарить человека, мечтать о космосе, портфель ученика, концерт пианиста, ладонь человека, конфета с орехами, салат из помидоров, поздравление к торжеству, порядок в комнате, килограмм моркови, билет в театр, пассажир автобуса, лестница наверх, коллекция ученика, скоро каникулы, белорусский язык, шоколадная конфета, красивая посуда, маленькая ягода, дежурный ученик, яблочный пирог, аккуратная тетрадь, праздничный концерт, овощной салат, песчаный берег, оранжевая пуговица, ненастная погода, компьютерный класс, овощной магазин, городской транспорт, неуклюжий медведь, уличный футбол, экскурсионный автобус, конфетная коробка, прекрасное решение, шоссейная дорога.

2. Обучающие диктанты.

Около школы огород. Он засажен капустой, морковкой, огурцами и помидорами. Ребята осенью снимают урожай. Из овощей готовят разные салаты. Вкусные и сладкие ягоды, сочные яблоки идут на школьные завтраки.

Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. Мы проводим интересные праздники. Юннаты ухаживают за растениями. По субботам ходим в бассейн. С ребятами любим играть в футбол, хоккей и теннис.

Однажды мы всем классом ходили в театр. Учительница Анна Ивановна была с нами. Мы взяли билеты в кассе. В театре шла сказка «Красная Шапочка». На уроке русского языка мы описали свой коллективный поход в театр.

Уныло воет осенний ветер. Липовая аллея усыпана жёлтыми листьями. Тихо, не жужжат пчёлы, не поют птицы. Мы собрали коллекции листьев. Завтра в классе будем писать рассказ об этой экскурсии.

В начале апреля в воздухе потеплело. Дороги почернели после зимы.

Утренний иней быстро тает. Птицы возвращаются из тёплых краёв. В школе объявлен праздник птиц.

Наш город растёт с каждым днём. Строят новые заводы и фабрики. В городе много театров, музеев, библиотек. Красивые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи ходят по городу.

С рябины облетели листья. На ней висят гроздья красных ягод. Много ягод и на черёмухе. К рябине слетаются стайки снегирей. Они любят спелые ягоды рябины. На берёзах можно увидеть ворон и чижей. На кустах черёмухи копошатся синицы. Мы сделали для птиц кормушки.

Сегодня ребята нашего класса соберутся на вокзале. Мы едем в лагерь. У нас последний вагон. Все удобно сели на скамейки и стали смотреть в окна. Овраги покрыты цветами. Пестреют васильки, ромашки. Около деревень зеленеют огороды с морковью, капустой, помидорами, картофелем. На полях зудят трактора, работают комбайны.

3. Работа с текстом.

Дайте полные письменные ответы на вопросы, запишите:

  • Куда вошла ученица Анна? (В класс.)
  • Какой учебник она взяла с собой? (Грамматику.)
  • Что девочка будет делать? (Учить русский язык.)
  • Что она хочет написать? (Рассказ.)