Голованова И. Б. Словарные диктанты на каждый урок. Часть 2

Скачать материал

Словарные диктанты на каждый урок. Часть 2

4. Диктант «Проба пера» (игровой диктант «Фантазёры»). Составить и записать рассказ (по одному предложению, «цепочкой», взаимодиктант) с данными словами:

  • Одна тематическая группа слов: вокзал, касса, билет, вагон, сигнал, семафор, багаж, дежурный, пассажир; велосипед, деревня, интересно, лагерь, ромашка, мечтать.
  • Слова с одной орфограммой: бассейн, теннис, хоккей, группа, миллион.
  • Слова, которые начинаются с одной буквы: аллея, автобус, автомобиль, асфальт, адрес, апрель.

Продолжить предложение «Все знают, что…», употребив словарные слова, объём предложения не менее 10 слов.

Составить предложение объёмом не менее 7 слов, используя слово «горох» (тема «Урожай на огороде»).

Составить предложение объёмом не менее 7 слов со словом «каникулы» с однородными членами предложения.

Составить предложение объёмом не менее 10 слов со словом «лестница» или «метро», тема — о правилах безопасности.

ТВОРЧЕСКИЕ диктанты

Самодиктанты, взаимодиктанты, «цепочкой».

1. Предлагается записать слово «цепочкой», в которой последняя буква слова будет являться первой буквой нового слова, аналогично известной игре в слова. Условие: все слова только словарные:

  • автобуС — СапогИ — ИнтереС — СалаТ — ТовариЩ — ЩеноК — КрапивА — АнтеннА и т. д.

Данный диктант можно усложнить одной тематикой слов или орфографическим признаком:

  • антеННа — аППетит — тЕННис — суББота — аККуратный;
  • овоЩ — ЩавеЛь — ЛопатА — АрбуЗ — ЗемляникА;
  • спасИбо — осИна — аппетИт — телевИзор — рябИна;
  • берЕг — гЕрой — оранжЕвый — ветЕр — рЕбёнок — камЕнь — нЕделя.

Диктант «Мудрый словарик» (с использованием фразеологизмов).

2. Дописать слово:

  • как об стенку … (горох);
  • найти общий … (язык);
  • как кошка с … (собакой);
  • труслив как … (заяц);
  • видно как на … (ладони);
  • сел в … (галошу);
  • не в своей … (тарелке);
  • волчий … (аппетит);
  • (ворон) … считать;
  • (воробью) … по колено;
  • (язык) … чешется;
  • (яблоку) … негде упасть;
  • (ветер) … в голове;
  • (заячья) … душа;
  • (прожужжать) … все уши;
  • (крокодиловы) … слёзы;
  • в три … (короба);
  • (медвежья) … услуга;
  • шут … (гороховый);
  • чучело … (гороховое).

3. Исправьте ошибки и запишите предложения.

Вася красиво писал, как курица лапой.

Мы с другом долго спорили, но нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страшной высоты.

4. Подобрать фразеологизмы, соответствующие моделям.

Имя существительное + прилагательное: шут гороховый, общий язык, мокрая курица, чучело гороховое, стреляный воробей, тёртый калач.

Глагол + имя существительное: клевать носом, мозолить глаза.

5. Определить падеж имён существительных:

клевать носом, как на ладони, витать в облаках, медведь на ухо наступил, держать в чёрном теле, в ежовых рукавицах, как белка в колесе, ищи ветра в поле, как курица лапой, держать язык за зубами, ждать у моря погоды, бросать слова на ветер, семь пятниц на неделе.

6. Сгруппируйте фразеологизмы в зависимости от спряжения глаголов (или неопределённой формы глагола, *слова-ловушки):

считает ворон, витает в облаках, вертится как белка, держать в чёрном теле, ищи ветра в поле, держать язык за зубами, гонять собак, язык не поворачивается, витать в облаках, язык сломаешь, калачом не заманишь, на дороге не валяется, не сходить с языка, мороз по коже пробежал, прожужжать все уши, дрожит как осиновый лист.

Диктант «Разминка для ума». Дать ответы на вопросы. Ответы спрятались внутри словарных слов. Необходимо найти словарное слово, найти спрятанное слово и иногда изменить его, поставив в начальную форму.

  1. Какова длина отреза ткани, которую забыл в МЕТРО Петя? (метр)
  2. В какую настольную игру играли лягушата в БОЛОТЕ? (лото)
  3. С кем девочка Маша ОДНАЖДЫ пошла в лес? (одна)
  4. Что случайно вылили в ПЕСОК? (сок)
  5. Сколько времени в деревне Простоквашино сохранялась плохая ПОГОДА? (год)
  6. Как часто в течение года человек отмечает свой главный ПРАЗДНИК — день рождения? (раз)
  7. Петя никак не мог понять, что за растение изображено на РИСУНКЕ? (рис)
  8. Кто пригласил кобру на УЖИН? (уж)
Для подобных диктантов возможно использование следующего материала:

  • Слово в слове: картофЕЛЬ, жаВОРОНок, оГОРОД, ВОРобей, уРОЖАй, ТОВАРищ, КОНЬки, КОРАбль, чеМОДАн, РИСунок, маТЕМАтика, завтРАК, РАКета, РОДИНа, СОРОКа, ГАЗета, МЕТРо, гориЗОНТ, маШИНА.
  • Слова, которые любит ворона: КАРандаш, КАРтина, КАРтофель.
  • Слова, которые любит лягушка: КВАртира.
  • Запишите слова, в которых спрятались НОТЫ: ДОрога, кориДОр, лаДОнь, РЕбята, беРЕг, огуРЕц, оРЕх, воскРЕсенье, РЕшение, поМИдор, ФАсоль, фаСОЛЬ, земЛЯника, ЛЯгушка, спаСИбо, СИница.
  • Запишите слова, в которых спряталось слово ЕЛЬ: учитЕЛЬ, понедЕЛЬник, картофЕЛЬ, портфЕЛЬ.

Диктант «Копилка-минутка» (зрительные диктанты, до 1 мин).

Одинаковое количество букв.

II класс, 5 букв: вагон, вчера, город, класс, месяц, мороз, сахар, ягода;

II класс, 7 букв: воробей, декабрь, зарядка, комната, конечно, магазин, морковь, октябрь, помидор, соловей, учитель;

III класс, 6 букв: болото, костёр, ладонь, неделя, огурец, пальто, посуда, рюкзак, рябина, сапоги, синица, собака, урожай, футбол, яблоня;

IV класс, 9 букв: жаворонок, календарь, картофель, смородина, телевизор, компьютер, мороженое, оранжевый, транспорт, фломастер, велосипед, килограмм, осторожно, торжество.

Разное количество букв.

II класс, от 4 до 11 букв: заяц, вагон, берёза, воробей, Беларусь, маленький, белорусский, воскресенье;

III класс, от 4 до 9 букв: орех, берег, болото, автобус, квартира, жаворонок;

IV класс, от 3 до 12 букв: ещё, океан, камень, асфальт, антенна, компьютер, температура, поздравление.

Одна тематическая лексическая группа.

II класс: дятел, ворона, сорока, синица, воробей, соловей, жаворонок;

III класс: вагон, метро, багаж, вокзал, дорога, автобус, трамвай, пассажир, троллейбус;

IV класс: медаль, теннис, футбол, хоккей, бассейн, чемпион, стадион, велосипед.

Одна орфограмма.

II класс: девочка, семечки, молочный, яблочный, пшеничный, праздничный;

III класс: счастье, чувство, ненастье, лестница, праздник, прекрасный, здравствуйте, пожалуйста;

IV класс: аллея, класс, касса, металл, хоккей, теннис, бассейн, миллион, жужжат, суббота, аппетит, пассажир, искусство.

ВЫБОРОЧНЫЙ диктант

Может быть выборочно-распределительным.

Выписать слова по одному признаку (орфограмме):

  • женского рода (*слова-ловушки): капуста, огурец, овощ, морковь, *собака, *медаль;
  • единственного числа: хоккей, коньки, сахар, молоко, каникулы, асфальт, качели, горох, погода, сапоги;
  • 3-го склонения: портфель, тетрадь, олень, кровать, картофель, морковь, медведь, учитель, календарь, снегирь, ладонь, камень, медаль, фонарь, снегирь.

Выписать слова, которые могут обозначать имя существительное в зависимости от употребления в тексте: белорусский, дежурный, оранжевый, интересный, маленький, красивый, мороженое, песчаный.

Выписать наречия: хорошо, облако, конечно, чувство, однажды, наоборот, торжество, осторожно, решение, сегодня, ненастье, неуклюже.

Диктант «Лишнее слово» (не единичный выбор, главное — аргументировать выбор «лишнего» слова).

Записать лишние слова:

  • ворона, петух, корова, сорока, дорога (-оро-, живая и неживая природа);
  • орех, кочан, огурец, морковь, ветер (безударный гласный -о-, род им. сущ., живая и неживая природа);
  • белорусский, Беларусь, белорус, наоборот (правописание -а/-о-, сточная и заглавная буква, части речи).

Тематические группы.

1. Слог. Перенос слов:

ребята, ученик, класс, учительница, девочка, аппетит, октябрь.

2. Звуки и буквы. Мягкий знак — показатель мягкости согласного:

портфель, тетрадь, кровать, картофель, морковь, медведь, учитель, календарь, снегирь, ладонь, камень, медаль, мечтать, фонарь; сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель; маленький, учительница, пальто, коньки.

3. Разделительный мягкий знак:

счастье, почтальон, воскресенье, компьютер, ненастье.

4. Мягкий звук [й’]:

скамейка, трамвай, урожай, песчаный, красивый.

5. Буквосочетания.

  • ЖИ–ШИ: машина, хороший, карандаши, этажи;
  • ЖЕ–ШЕ: женщина, лучше, торжество, оранжевый, мороженое, решение, неуклюже;
  • ЧА–ЩА: счастье, щавель, песчаный;
  • ЧУ–ЩУ: чувство;
  • ЧК–ЧН: девочка, молочный, яблочный, пшеничный, праздничный, семечки;
  • ОРО–ОЛО: ворона, корова, сорока, воробей, дорога, молоко, соловей, мороз, хорошо, жаворонок, город, болото, мороженое, колодец, осторожно, ворота.

6. Шипящие согласные звуки:

жаворонок, щенок, женщина, мужчина, девочка, урожай, этаж, машина, лучше, товарищ, щавель, ящерица, ещё, торжество, чемпион, шоколад, мороженое, однажды, оранжевый, ромашка.

7. Парные согласные:

мороз, этаж, карандаш, огород, морковь, автобус, язык, обед, завод, город, арбуз, горизонт, завтрак, велосипед, тетрадь, народ, берег, сосед, багаж, шоколад, зарядка, рюкзак, футбол, вокзал.

8. Непроизносимые согласные:

счастье, чувство, лестница, праздник, прекрасный, здравствуйте, пожалуйста, ненастье.

9. Двойные согласные:

металл, килограмм, хоккей, теннис, бассейн, миллион, аллея, аккуратно, класс, касса, суббота, аппетит, жужжат, троллейбус, пассажир, антенна, искусство.

10. Соблюдение нормативного ударения и произношения звуков:

алфавИт, портфЕль, крапИва, конеЧНо, скуЧНо, сеГодня, щавЕль, антЕнна, компьютЕр, тУфель.

11. Слова, которые употребляются в форме единственного числа:

сахар, молоко, крапива, горох, морковь, пшеница, асфальт, мебель, посуда, картофель, космос.

12. Слова, которые употребляются в форме множественного числа:

каникулы, качели, коньки.

13. Несклоняемые имена существительные:

метро, кофе, кафе, кино, шоссе, кенгуру, пальто, радио.