Урок обучения письму в I классе
Строчная буква ж
Цели:
- познакомить с написанием строчной буквы ж;
- систематизировать знания о звуке [ж], акцентировать внимание на его фонетической особенности, формировать умение выделять звук в речи;
- развивать фонематический слух, умение слышать и слушать, анализировать;
- расширять лексический запас;
- отрабатывать навык написания изученных букв, правильность их соединений;
- проверить умение выделять в словах слоги;
- воспитывать культуру поведения при работе в группах, аккуратность.
Цели урока языком ученика:
- я смогу писать строчную букву ж;
- я научусь при проговаривании находить в словах, выделять звук [ж];
- я узнаю значение нового слова.
НаШтоБуЗУ:
- знать, как пишутся изученные буквы;
- уметь выделять в слове 1-й слог;
- уметь соединять букву ж с другими буквами в разных частях слова, записывать слова и предложения с этой буквой.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, компьютер, палочки случайного выбора, таблички самостоятельного планирования урока, светофор для обратной связи (любые фигурки или карточки 3 цветов), «проверялочки», предметные иллюстрации, полотно для рефлексии «Поле знаний».
Структурные единицы урока | Слова и действия учителя | Слова и действия учеников | Пояснения | |||||||||
Организационный момент |
— Раз, два, три, четыре, пять — Урок пора нам начинать. К гостям, ребята, повернитесь, улыбнитесь И тихонечко садитесь. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! |
Приветствие учителя, самоорганизация | ||||||||||
Планирование работы | — Известный во всём мире писатель Пауло Коэльо говорил: «Есть только один путь получения знаний — действовать». Поэтому я вам предлагаю самостоятельно составить план урока. Как вы думаете, что нам надо выбрать для плана урока, чтобы получить новые знания? |
Составление картинного плана урока из магнитных табличек с аргументацией выбора. Варианты ответа детей: решаем проблему для выведения правила, чтобы не делать ошибки; выполняем физкультминутку, чтобы снять напряжение, усталость на уроке; чистописание, чтобы аккуратно писать и т. д. |
Каждый этап урока имеет свой символ: проблема — ?, правило — !, парная работа — 2 личика, групповая работа — 3 личика, самостоятельная — 1 личико, домашнее задание — домик, устный счёт — 2 + 3, гимнастика — воздушные шарики, физкультминутка — человек со скакалкой, чистописание — Ч с карандашами, рефлексия — 3 личика с разной улыбкой ![]() |
|||||||||
Массаж + пальчиковая гимнастика |
— Утренняя зарядка даёт нам бодрость на весь день. Чтобы наши пальчики смогли работать весь урок, сделаем для них зарядку, а массажные коврики помогут взбодрить весь организм. Аудиозапись «Ладошка». Твоя ладошка — это пруд, По ней кораблики плывут. Твоя ладошка, как лужок, А сверху падает снежок. Твоя ладошка, как тетрадь, В тетради можно рисовать. Твоя ладошка, как окно, Его помыть пора давно. Твоя ладошка, как дорожка, А по дорожке ходят кошки. |
Имитация движений под музыку на массажных ковриках без обуви, перенося вес тела с пальчиков ног на пятку и обратно |
Обычные пластиковые с шипиками коврики, которые лежат перед входом в каждую квартиру, делятся на отдельные сегменты. У каждого ребёнка свой. Если ковриками пользоваться постоянно, то дети быстро на счёт 1-2-3 расстёгивают обувь (1), ставят ножки на коврик (2), встают (3). Также проходит обратный процесс. Огромный подбор различных аудиозаписей с физкультминутками, зарядками даёт возможность разнообразить этот вид работы. Восточные лекари считают, что на ладонях, ступнях, ушных раковинах расположены точки, которые отвечают за работу всех органов человеческого организма. Две минуты на коврике снимают усталость, дают бодрость. У учителя есть свой коврик |
|||||||||
Актуализация имеющихся знаний |
Повторенье — мать ученья, Так быстрее друзья за дело. — Написав картинный диктант, мы проверим, как вы смогли запомнить то, что учили ранее. НаШтоБуЗУ данного вида задания: умение выделять первый слог слова. Внимательно смотрим на картинку, определяем, что мы видим, записываем первый слог слова. «Картинный диктант»: минус, шары, часы, мячи. |
Запись первого слога слов: ми, ша, ча, мя |
![]() В I классе следует проверять: определили дети слово, которое вы задумали, или у них свой вариант. Иногда сложно подобрать нужный предмет с требуемым слогом. Выход прост — задавать наводящие вопросы или давать пояснения. Например, в первом случае можно уточнить, что это математический знак. На 3-м рисунке, если дети назовут будильник, у вас появляется возможность развить речь учеников, напомнив, что одни и те же предметы могут иметь несколько вариантов названий или значений — часы, будильник. Постепенно можно усложнять задание: записать последний слог, средний слог |
|||||||||
Проверка, анализ полученных результатов |
Индивидуальный контроль. Напоминание об оформлении оценивания по линеечкам. Если всё правильно, то… Если 1 ошибка, то… Если 2, 3, 4 ошибки, то… Подведение итогов. Обратная связь |
Взаимопроверка, сверка результатов с экраном. Поздравление своего соседа по парте, или предложение о помощи в свободное время, или совет обратиться за помощью к учителю. Самооценивание по линеечке. (4 слога правильно — крестик вверху,1–2 ошибки — крестик до середины, больше 2 ошибок — крестик ниже середины.) (Сигнальные карточки светофора: зелёная — задание выполнено правильно, жёлтая — допущена 1 ошибка, красная — несколько ошибок.) |
![]() |
|||||||||
Развитие речи + постановка проблемы |
Побуждающий диалог. — Попробуйте составить новые слова из слогов диктанта. — Какие слова у вас получились? — Что можете о них сказать? — Найдите ещё имя на доске среди слов: читает Ольга журнал — Что можете предложить по записи на доске? — А можно читает журнал Ольга? — Предлагаю восстановить предложение, записав слова в нужном порядке. |
— Миша, чаша. — Чаша пиши с буквой а (ча, ща). — Миша пишем с большой буквы, так как это имя. — Составить предложение Ольга читает журнал. — Нет, начало предложения должно начинаться с большой буквы. У нас только одно слово Ольга. — Мы не можем, мы не умеем писать букву ж. |
НаШтоБуЗУ урока (что ученик должен уметь к концу урока): списать предложение, в котором есть слово с новой буквой | |||||||||
Вывод темы урока |
— Что необходимо сделать? — Какую тему урока предлагаете? |
— Надо научиться писать строчную букву ж. Строчная буква ж |
Формулировка темы самостоятельно | |||||||||
Систематизация знаний |
— Приведите примеры слов с буквой ж. — Какой звук обозначает эта буква? |
— Жираф, жир, живот, жизнь. — Согласный (не поётся), звонкий, твёрдый (всегда). |
||||||||||
Решение проблемы |
— Я тоже загадала слово с этим звуком. Отгадайте. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда кружусь, А жужжу, когда тружусь. Демонстрация изображения. — Откройте прописи на с. 29 (Н. А. Сторожевой). — Почему предлагают нам обвести жука? Ж имеет столько ножек, Будто буква ползать может. Буква ж, — наверняка, — На бумаге тень жука. |
Проговаривание стихотворения о правильности посадки. Тетрадки правильно кладём, Ручки правильно берём. За посадкой проследи, Голову и спинку ровненько держи. Обводка в бордюрах. — Буква на него похожа. |
![]() |
|||||||||
Физкультминутка (музыкальная) |
— Жуки, несмотря на свою громоздкость, очень активны и проворны. Давайте и мы подвигаемся. Раз ладошка, два ладошка, Я пока что не звезда. Если нравлюсь хоть немножко, Вы похлопайте тогда. |
Танец «Ладошка» (аудиозапись) | ||||||||||
Знакомство с написанием |
— Посчитайте, из скольких элементов состоит буква? Объяснение написания. Демонстрация написания буквы на слайдах. — Давайте проверим. Два полуовала, две соединительные линии, прямая, короткая, наклонная — 5 элементов. Показ написания на доске под счёт. (И-раз, и-два, и-три, и-четыре, и-пять.) Письмо в воздухе. — Обведите тупой стороной карандаша цветной образец в прописи |
Счёт элементов. — 5. Письмо в воздухе под счёт. Обводка тупой стороной карандаша по цветному образцу в прописи |
![]() |
|||||||||
Работа в прописи | Индивидуальная помощь | Самостоятельное письмо буквы | ||||||||||
Минутка чтения |
— Мало знать букву, надо уметь правильно соединять её с другими буквами при письме. Что составляется из букв? Демонстрация слоговой таблицы на экране |
— Слоги. Чтение слоговой таблицы |
![]() |
|||||||||
— Что можно составить из слогов? — Прочитайте скороговорку. — Сколько букв ж встретилось в скороговорке? |
— Слова. Чтение скороговорки (хорошо читающий ученик) |
![]() |
||||||||||
Письмо слогов |
— Прочтите слоги, данные в прописи. Назовите вид соединения ж с буквами. — Прочитайте вверху страницы слова, где буква ж в начале слова... в середине... в конце. Какое слово имеет отличия в написании и произношении? Показ написания слова чиж. — Запишите по одному слову с каждым соединением. |
— Жа, жи, же, жу. — Нижнее, верхнее, среднее, верхнее. Запись слогов. — Жук, ужин, чиж. Запись слов |
||||||||||
Физкультминутка для глаз | — Пальчики наши отдыхали, ножки отдыхали, а глазки устали. Пусть и они отдохнут. | Выполнение упражнений. Коррекция зрения | Можно проследить под музыку за движением жука (рисунок) | |||||||||
Работа с предложением |
— Теперь мы можем списать предложение? НаШтоБуЗУ задания: правильность линий, букв, соединений |
— Можем. Списывание. Ольга читает журнал. |
||||||||||
Самопроверка | — Проверьте написанное с помощью «проверялочки». | Самопроверка |
![]() Образец «проверялочки» «Проверялочки», вырезанные из картона любого цвета, есть у каждого ученика. «Проверялочка» накладывается на написанное таким образом, чтобы в окошко был виден только один слог. Проверил — передвинул на следующий слог. Поле зрения ученика сужается до нескольких букв, внимание акцентируется, он легко может увидеть свою ошибку, если она есть. В I классе ученик просто учится сравнивать с текстом. Та же «проверялочка» работает во всех классах, с её помощью дети легко находят пропущенные буквы, задумываются о написании именно этой буквы |
|||||||||
Самооценивание | НаШтоБуЗУ: аккуратность (линии ровные, прямые, работа вся выполнена чисто) | Самооценивание всей работы. Линеечка. (Сигнальные карточки светофора: зелёная — выполнено аккуратно, жёлтая — допущена 1–2 ошибки, красная — несколько ошибок.) | ||||||||||
Закрепление + развитие речи | — Великолепно, мы пополнили наши знания новой буквой. Как образно, в переносном значении можно об этом сказать, вы узнаете, если разгадаете ребус. (Заменить рисунок в слове первой буквой изображения.) |
Индивидуальная работа — компьютерный тренажёр. (Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие гласные звуки.) Параллельно групповая работа. |
![]() Замени рисунки первой буквой их названий. Запиши и прочти, что получилось. __________________ (3 группы). Задание одинаковое. |
|||||||||
— Найдите на карточке для парной работы правильные части слова и закрасьте их, чтобы образовалось слово. — Образно говорят: «Ваш багаж знаний пополнился». Кто знает, что обозначает это же слово в прямом значении? У кого может быть ещё багаж? |
Презентация работ — составление слова на доске. Один ученик из группы подходит к доске и помещает магнитную букву на изображение. (Багаж.) Парная работа. Выполнение сигнализируется подниманием рук домиком. Проверка работ. (Ба-гаж.) Просмотр мультфильма С. Я. Маршак «Багаж» или прослушивание аудиозаписи. — Это вещи пассажира. |
Пропедевтика деления слова на слоги и для переноса. Закрась слоги, чтобы получилось слово БАГАЖ.
|
||||||||||
Подведение итогов урока |
— Вспомните. Какой была тема урока? Чему мы хотели научиться? Просигнализируйте светофором, у кого получилось списать предложение с буквой ж. Нам это удалось? У кого были затруднения? Какие? Что можете сказать о проблеме урока? Магнитные таблички все сняты? |
— Значит, проблема урока решена. | После выполнения каждого этапа соответствующая табличка снимается | |||||||||
Рефлексия |
Обратная связь «Поле знаний». Напоминание. НаШтоБуЗУ (что ученики должны уметь после урока). – я знаю, как пишутся изученные буквы; – я умею выделять в слове 1-й слог; – я могу соединять букву ж с другими буквами в разных частях слова, записывать слова и предложения с этой буквой. — Поставьте пробочку на зелёное поле, если всё удалось. На жёлтое — удалось не всё, но вы самостоятельно можете это исправить. На красное — удалось не всё, нужна помощь учителя. — Спасибо за работу! |
«На что похожа буква ж» (аудиозапись). Размещение пробочки на полотне, которое носит по классу учитель |
Деревянная доска с 3 пластилиновыми полями (красное, жёлтое, зелёное). У каждого ребёнка пробочка. Учитель спрашивает, что не получилось у ученика, который поставил пробочку на жёлтое поле (в следующий раз может справиться сам), запоминает, кто из детей нуждается в его помощи (красное поле), выясняет это без свидетелей на перемене, подозвав ученика. На перемене обсуждается, кто из учеников, кому, в чём (какая тема) будет помогать разобраться (по желанию детей). Обычно быть учителем, объяснить материал предлагают несколько учеников. Дети реагируют спокойно, свободно, знают, что завтра на новой теме они могут поменяться местами |
Урок русского языка во II классе.
Парные звонкие и глухие согласные
Цели:
- познакомить с парами согласных по звонкостиглухости;
- формировать представление о смыслоразличительной роли парных звонких и глухих согласных;
- формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные в речи;
- развивать умение сравнивать, анализировать;
- убедить детей в необходимости беречь деревья и кустарники.
Цели урока языком ученика:
- я смогу различать парные звонкие и глухие согласные звуки в речи;
- я легко смогу подобрать пару согласных звуков по звонкости-глухости.
НаШтоБуЗУ:
знать пары звонких-глухих согласных звуков;
знать, как и почему пишется слово берёза, знать словарные слова с безударной буквой е.
Ключевые вопросы ученикам:
Зрупидь терефо — тезядь минуд, фыраздидь — здо лед.
Оборудование: палочки случайного выбора, таблички самостоятельного планирования урока, светофор для обратной связи, «проверялочки», алгоритмические карточки правил, полотно для рефлексии «Поле знаний».
1. Организационный этап.
— Народная мудрость гласит: «Глупый учится на своих ошибках, умный — на чужих, а мудрый их вообще не совершает». Я желаю вам сегодня разобраться с одной из особенностей русского языка, чтобы в будущем избежать ошибок, а значит, стать мудрее. Удачи! А чтобы всё получалось, надо уметь не только слушать, но и слышать. Сегодня мы и проверим вашу внимательность.
2. Планирование урока учениками.
Индивидуальные задания на доске параллельно.
- А. Ударение.
- Б. Слоги.
- В. 1-я строка — звонкие.
- Г. 2-я строка — глухие.
— Дорогу осилит идущий, я предлагаю вам самим составить план урока.
Составление картинного плана урока из магнитных табличек с аргументацией выбора. Каждый этап урока имеет свой символ (см. урок для I класса).
3. Проверка домашнего задания.
— Урок начнём мы с повторения, ведь повторение — мать учения. С какой орфограммой встречались слова в домашнем задании?
Повторение правил.
— Какими правилами вы пользовались при этом?
Систематизация изученных правил на доске в виде алгоритмических карточек.
4. Актуализация знаний.
Парная работа. Найти ошибки, используя «проверялочки» (см. урок для I класса).
- А. сароки трещят на деревьях.
- Б. беловежская пущя славится скальными дубами.
Обсуждение найденных ошибок.
Светофор для обратной связи. Зелёный — 4 ошибки, жёлтый — 3 ошибки, красный — 2, 1, 0 ошибок.
5. Развитие речи. Воспитательный момент.
— Что общего в этих предложениях? (В этих предложениях упоминаются деревья.)
— Как по-другому можно назвать лес?
— Роща, бор, пуща, дубрава. Какое значение в нашей жизни имеет лес?
— Как связаны между собой дерево, дуб, Добруш?
— Добруш — город, где находится Добрушская бумажная фабрика. На фабрике бумагу делают не только из древесины, но и из макулатуры. Мы собрали 290 кг макулатуры, из неё может получиться 97 кг бумаги. А значит, мы спасли столько деревьев, сколько можно посадить на кусочке земли, равному нашему классу. Может это и не много, но это важно для каждого дерева, которое мы спасли.
6. Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика.
— Какой общий элемент в написании данных слов? (Буква д.)
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок.
— Пальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарил сам.
Этот пальчик сам всё съел,
Оттого и потолстел.
д д д ///ддд
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
— Почему дятел стучит по дереву? (Дятел — санитар леса, лечит деревья.) Проверка индивидуальной работы.
- А. Ударение.
- Б. Слоги.
- В. 1-я строка — звонкие.
- Г. 2-я строка — глухие.
7. Словарная работа.
— В названии какого дерева пишется безударная е? (Берёза.)
— У древних славян бер обозначало белый, затем слово превратилось в берза, а сейчас — в берёза. Берёзу называют кудрявой, как буква е. Давайте проверим, в каких словарных словах ещё пишется буква е.
Устная работа с карточками по словарным словам. (Учитель называет словарные слова, ученики показывают на карточках гласные, которые пишутся в этих словах.)
8. Физкультминутка.
Мы посадим деревце
Во дворе.
Пусть растёт зелёное
На радость детворе.
Поливаем деревце
Каждый день,
Чтоб оно со временем
Дало тень.
Назвали все слова вы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Лёгкие прыжки — раз, два, три.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
9. Постановка проблемы.
Зрупидь терефо — тезядь минуд, фыраздидь — здо лед.
— Что можете сказать о предложении. (Буквы перепутали.)
— По какому признаку заменены буквы? Давайте вместе искать способ прочтения предложения.
10. Решение проблемы.
— Прочитайте пары слов. Что вы можете сказать о словах, что общего, в чём отличие?
бочка — почка | доска — тоска |
влага — флаги | голос — колос |
жар — шар | зуд — суд |
(Все слова начинаются с согласного звука.)
— Назовите первые согласные левого столбика. Какие они? (Звонкие.)
— Как они произносятся? (С шумом и голосом.)
— Назовите первые согласные правого столбика. Какие они? (Глухие.)
— Как они произносятся? (Только с шумом.)
— Каждый звонкий с соответствующим глухим образует пару по схожести звучания. Поэтому они называются парными звонкими и глухими.
Составление пар.
11. Продуктивные задания.
А. Какая тема урока? Вывод темы урока учениками самостоятельно «Парные звонкие и глухие согласные».
— Давайте проверим нашу гипотезу.
Б. Чтение правила, с 93.
— Посмотрите внимательно на наше необычное предложение. Что можете предложить?
— Давайте попробуем заменить согласные на парные по звонкости-глухости.
В. Закрепление. Переписать правильно. (Зрупидь терефо — тезядь минуд, фыраздидь — здо лед. Срубить дерево — десядь минут, вырастить — сто лет.)
— Как мы с вами можем сберечь лес?
Вопрос учащихся: почему мы поменяли не все буквы?
— Об этом мы поговорим на следующем занятии.
12. Физкультминутка для глаз. (Пальминг.)
13. Развитие речи.
Человек человеком держится, как дерево корнем.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
— Давайте ещё раз выясним, что мы должны запомнить.
Групповая работа. На каждой парте лежит конверт. Дети объединяются в группы по 6 человек, достают из конвертов по 1 слову и составляют стихотворение:
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтобы ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
14. Домашнее задание.
С. 95, упр. 151.
— Свои знания вы сможете закрепить в домашнем задании, подчеркнув парные звонкие и глухие согласные.
15. Подведение итогов.
Игра «Найди пару» (согласные по звонкостиглухости). Самостоятельная работа.
б | г | д | |||
ф | с | ш |
Взаимопроверка, сверка результатов с доской. Поздравление своего соседа по парте, или предложение о помощи в свободное время, или совет обратиться за помощью к учителю.
— Вспомните. Какой была тема урока? Чему мы хотели научиться?
— Нам это удалось? У кого были затруднения? Какие? Что можете сказать о проблеме урока? План работы на урок выполнен?
Значит, урок подошёл к концу.
16. Рефлексия.
См. урок для I класса.
— Спасибо за работу!